Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-04-22
Аннотация: Данная статья продолжает серию публикаций, описывающих результаты изучения специфики проявления жизнестойкости у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Исследование проводилось в двух группах испытуемых, включающих 22 подростка с НОДА в возрасте от 12 до 18 лет и 22 подростка того же возраста и пола, не имеющих нарушений опорно-двигательного аппарата. Были использованы методики: модифицированный тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой); опросник «Стиль саморегуляции поведения — 98» (ССП—98); русскоязычная версия опросника совладания со стрессом СОРЕ К. Карвера, М. Шейера, Дж. Вейнтрауба, составленного на основе теоретических представлений R. Lazarus и собственной теоретической модели авторов опросника; пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка» (Великолепная пятерка) Р. МакКрае и П. Коста. В работе выявлены достоверные различия между выборками подростков с нарушениями опорнодвигательного аппарата и без таких нарушений, по критерию «жизнестойкость» (который достоверно выше у подростков с НОДА), а также по двум из трех компонентов жизнестойкости: вовлеченность и контроль. Общий уровень саморегуляции у подростков с нарушениями опорнодвигательного аппарата в среднем выше, чем у подростков без НОДА, а регуляторно-личностные свойства — ниже. Обнаружено, что подростки в обеих группах выбирают разное количество активно используемых копинг-стратегий. У подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата выявлена прямая зависимость между уровнем жизнестойкости и возрастом. В обеих группах подростков обнаружена зависимость между уровнем жизнестойкости и всех ее компонентов и такой личностной черты, как эмоциональная устойчивость. Полученные данные могут быть использованы при проектировании и внедрении программ психокоррекционной работы, а также при реализации программ профессиональной ориентации в образовательных организациях. Результаты исследования могут быть интересны родителям, воспитывающим детей и подростков, в том числе, не имеющих ограниченных возможностей здоровья.
Ключевые слова: Нарушения опорно-двигательного аппарата; жизнестойкость личности; подростки; дети с двигательными нарушениями; психология подростков; психология личности.

Для цитирования:

Токарская, Л. В. Исследование жизнестойкости подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Л. В. Токарская, Т. Р. Тенкачева, Н. А. Томилова // Педагогическое образование в России. – 2019. – №4. – С. 163-172. DOI 10.26170/po19-04-22.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.