Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-06-09
Аннотация: Предметом статьи является рассмотрение проблемы воспитания личности, укорененной в национальной культуре, ответственно относящейся к судьбе своей страны на основе ее приобщения к искусству родного края. В современной педагогической практике наблюдается противоречие между социальным заказом на патриотическое воспитание подрастающего поколения в процессе освоения социокультурного пространства региона и недооценкой педагогического потенциала регионального искусства в воспитательной работе с обучающимися. Наблюдается оторванность изучаемых в школе предметов художественно-эстетического цикла от знакомства детей со своеобразием своего региона, его искусства, с талантливыми представителями его культуры. Цель данной статьи — раскрыть педагогический потенциал регионального искусства в воспитательной работе начальной школы. В качестве ведущего принципа приобщения младших школьников к художественному многообразию Уральского региона рассматривается принцип художественной доминанты — выделения в комплексе искусств доминирующего искусства, образы которого в практической деятельности обучающихся обогащаются художественными образами и художественными средствами других искусств. В качестве художественной доминанты предлагается декоративно-прикладное искусство, тесно связанное с историей края, с традициями и обычаями населяющих его народов, а также открывающего широкие возможности вовлечения младших школьников в разнообразную творческую деятельность. Анализируются возможности декоративно-прикладного искусства уральской традиции в решении задач в воспитательной работе с младшими школьниками: стимулирование интереса к искусству своего региона, формирование ценностного отношения к народному творчеству, развитие толерантного восприятия различий в культуре разных народов, населяющих Урал. Уделяется внимание аспекту сотрудничества с родителями обучающихся — представителями разных национальностей — для знакомства детей с разными национальными традициями, воспитания межнациональной толерантности. Методами исследования являются анализ, обобщение педагогического опыта и теоретических исследований по проблеме воспитания личности, укорененной в национальной культуре, на основе приобщения к искусству родного края. Результаты работы: авторами теоретически обоснованы и раскрыты на практических примерах основных содержательных направлений программы факультативных занятий, связанных с приобщением обучающихся к искусству родного края: практическое освоение особенностей декоративно-прикладного искусства народов Урала во взаимосвязи с изучением их быта и традиций (воспитание у школьников культурной идентификации со своим народом, нахождение точек соприкосновения и общности разных национальных культур, составляющих социокультурное пространство Уральского региона); знакомство с декоративно-прикладным искусством горнозаводского периода истории Урала на практических занятиях в музее (мотивация школьников к созданию самобытной предметно-пространственной среды в жизни своей семьи, в школьном укладе); вовлечение школьников в создание выставочных художественных изделий на основе интерпретации уральской этнической и горнозаводской художественной семантики (осознание школьниками своей миссии в сохранении и развитии уникальных национально-культурных традиций, развитие личностного и ответственного отношения к настоящему и будущему своего региона). Область применения результатов: теория и методика обучения и воспитания (общее образование). Выводы: спроектированная программа факультативных занятий реализует задачу вовлечения младших школьников в декоративно-прикладное творчество на основе традиций своего региона, способствует осознанию обучающимися своих национальных корней и пониманию значимости культурного и духовного наследия родного края, служит стимулом для дальнейшего освоения школьниками социокультурного пространства своего региона.
Ключевые слова: Декоративно-прикладное искусство; уральские традиции; младшие школьники; уральское искусство; эстетическое воспитание; эстетическое развитие; внеурочная деятельность; народное творчество.

Для цитирования:

Куприна, Н. Г. Приобщение младших школьников к искусству уральского региона во внеурочной деятельности / Н. Г. Куприна, А. А. Медведева // Педагогическое образование в России. – 2019. – №6. – С. 77-83. DOI 10.26170/po19-06-09.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.