Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-08-12
Аннотация: Предметом рассмотрения статьи является проблема вузовской подготовки современного специалиста в сфере туристической деятельности. В практике вузовского образования наблюдается противоречие между требованиями работодателей к подготовке компетентного специалиста в сфере туризма, способного предложить потребителю уникальный, конкурентоспособный, патриотически ориентированный турпродукт, и недостаточным использованием возможности высших учебных заведений в соответствующей подготовке специалистов данного профиля. Наблюдается оторванность изучаемых в вузе дисциплин от знакомства будущих специалистов в сфере туризма со своеобразием своего региона, его историей, с талантливыми представителями его культуры и искусства. Цель данной статьи – описать модель формирования патриотической позиции у бакалавров туризма в условиях вузовской подготовки. На основе изученной литературы по проблеме авторами раскрывается содержание процесса формирования патриотической позиции будущего бакалавра туризма как процесса становления личности, осознающей себя гражданином и патриотом своей страны, ориентирующейся в спектре культурного многообразия своего региона, обладающей уважительным отношением к историческому прошлому своей страны, ответственным отношением к ее судьбе в настоящем и будущем. В качестве методологической основы предлагаются системно-деятельностный и контекстно-аксиологический подходы, позволяющие реализовать в обучении будущих специалистов туристической деятельности принципы исторической памяти и преемственности духовного опыта поколений, социокультурной и национальной идентификации, учета региональных особенностей и условий в профессиональном самоопределении. В статье подробно описаны блоки разработанной модели (мотивационно-ориентирующий, теоретико-методологический, содержательно-процессуальный и оценочно-диагностический). Проанализированы способы решения поставленных задач: задача формирования знаний об истории, географии и культурно-исторических достопримечательностях России решается через интеграцию социально-философских и историко-краеведческих дисциплин, освоение студентами разработанных спецкурсов соответствующей направленности; задача развития ценностных ориентаций, патриотических чувств и качеств реализуется в атмосфере культурно-краеведческой образовательной среды вуза, созданной на занятиях и внеаудиторных мероприятиях; задача освоения моделей патриотического поведения в сфере туристического обслуживания решается на основе вовлечения бакалавров туризма в проектную деятельность с участием работодателей. Методами исследования являются анализ, обобщение педагогического опыта и теоретических исследований по проблеме патриотического воспитания личности. Результаты работы: авторами теоретически обоснованы и раскрыты на практических примерах основные информационные ресурсы и содержательные направления учебно-воспитательной работы вуза по формированию патриотической позиции бакалавров туризма на занятиях и внеаудиторных мероприятиях. Область применения результатов: теория и методика профессионального образования. Выводы: разработанная модель формирования патриотической позиции бакалавров туризма в условиях вузовского образования способствует решению проблемы в подготовке кадров для туристической сферы деятельности, обладающих сформированной патриотической позицией, т. е. такой жизненной позицией, которая основана на патриотических ценностях, подкреплена мотивацией патриотического долга и ответственности и реализуется в формах патриотического поведения.
Ключевые слова: Патриотическая позиция; патриотизм; патриотическое воспитание; студенты; бакалавриат; высшие учебные заведения.

Для цитирования:

Куприна, Н. Г. Модель формирования патриотической позиции у бакалавров туризма / Н. Г. Куприна, Т. Р. Лыкова // Педагогическое образование в России. – 2019. – №8. – С. 94-102. DOI 10.26170/po19-08-12.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.