Вам может быть интересно:
Архив журнала
Развитие школьного образования в Казахской ССР: ценностно-критическое осмысление исторического опыта
- 571
- Рубрика: ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлен положительный опыт развития школьного образования в советской республике Казахстан как актуальный в контексте развивающегося сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, государствами-соседями, идущего на современном этапе под лозунгом «Россия и Казахстан — стратегические партнеры». В быстро меняющихся исторических условиях знания и профессиональные навыки выступают как ключевые качества современной системы образования, а образованный народ как величайшая ценность государства. В связи с этим сделан краткий экскурс в историю вхождения казахских народов в состав Российской империи, показано состояние образования на территории Казахстана в начале XX века. С учетом роли образования в развитии личности, общества и государства, роли общеобразовательной школы как базовой структуры всей культуры, охарактеризованы основные принципы советского образовательного законодательства на примере советских Конституций и Закона СССР от 19.07.1973 г. Приведены исторические факты, характеризующие процесс развития образования в советском Казахстане как организованный и последовательный. Приведены статистические данные о грамотности населения, количественном росте школ, ученических контингентов, численности учителей в советском Казахстане, что, в сравнении с соответствующими показателями по СССР и РСФСР, убедительно свидетельствует не только о целенаправленной образовательной политике в советском государстве в целом, но и об особом внимании к развитию образования в советских республиках. Создание современной и эффективной системы образования в Республике Казахстан на современном этапе базируется на историческом опыте развития этой сферы, в том числе — опыте ценностно-критического отношения к языковой политике. В Послании к народу Президента Казахстана Н. А. Назарбаева «“Стратегия «Казахстан — 2050”: новый политический курс состоявшегося государства» отмечается, что к русскому языку и кириллице должно относиться столь же бережно, как к казахскому языку.
Ключевые слова: Исторический опыт; образовательная политика; учителя; общеобразовательные учебные заведения; история педагогики; советский период.
Для цитирования:
Гузненко, З. И. Развитие школьного образования в Казахской ССР: ценностно-критическое осмысление исторического опыта / З. И. Гузненко, Н. М. Чучула // Педагогическое образование в России. – 2018. – №10. – С. 6-15.