Рубрика: ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается актуальная для современной системы образования проблема формирования метапредметных результатов учащихся. Предлагается решать проблему при помощи универсального средства — учебного текста. Автор анализирует формулировку «учебного текста», обращает внимание на терминологическую путаницу и на практику определений понятия исследователями, исходящими из разных оснований. Чтобы формировать у учащихся метапредметные образовательные результаты, представляется важным создать единое представление об учебном тексте, которое будет характерно для школьных предметов различной научной направленности. Поэтому в результате проведенного анализа исследований по проблеме была предпринята попытка систематизировать подходы при определении «учебного текста». В результате чего разрабатывается следующая классификация: философский, личностный, структурный, деятельностный подходы. В основу метапредметного понимания учебного текста кладутся важные для него личностный и деятельностный подходы. В работе проводится сравнительный анализ общих функций ориентировки учебного текста (предметной, ценностной, инструментальной) и структуры метапредметности (умение организовывать деятельность, сама деятельность, приемы, используемые в деятельности). Исходя из сравнительных данных, мы делаем вывод о том, что учебный текст обладает метапредметными характеристиками. Также рассматривается метапредметный потенциал учебного текста, содержащийся в их типологическом, видовом и функциональном разнообразии. Упоминаются метахарактеристики учебного текста: культуроориентированность, диалогичность, интертекстуальность, межпредметность, полиинформативность, полифункциональность. Итогом проделанной работы становится определение учебного текста, сформулированное с позиций метапредметного подхода. Таким образом, на теоретическом уровне было доказано, что учебные тексты являются метапредметной категорией, обладают метапредметным компонентом содержания и способны формировать у учащихся метапредметные образовательные результаты. На практическом уровне были рассмотрены учебники для 5 класса по русскому языку и биологии с целью определения в них метапредметного компонента учебного текста. Определено, что в учебниках русского языка и биологии методический аппарат по формированию у учащихся метапредметных образовательных результатов при помощи учебных текстов представлен крайне слабо. Найденное противоречие между теоретическими запросами формирования у учащихся метапредметных образовательных результатов посредством учебных текстов и отсутствием практической возможности реализовать этот запрос требует разрешения в науке и практике современного образования.
Ключевые слова: Метапредметные результаты; результаты обучения; образовательные результаты; учебные тексты; содержание учебного текста; методика преподавания русского языка; методика преподавания биологии.

Для цитирования:

Дмитриева, С. В. Метапредметный компонент содержания учебного текста / С. В. Дмитриева // Педагогическое образование в России. – 2018. – №10. – С. 67-75.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.