Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Внедрение новых образовательных стандартов в школе привело к необходимости пересмотреть содержание и процесс подготовки учителя в связи с изменившимися требованиями к результатам учебного процесса и, как следствие, новыми требуемыми компетенциями педагога, в том числе компетенции организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся. В статье рассматривается содержание и процесс подготовки будущего учителя физики при обучении в магистратуре к проектированию и организации учебно-исследовательской деятельности. Содержание подготовки по каждому компоненту профессиональной компетентности соотнесено с перечнем дисциплин, в которых реализуется подготовка в магистратуре. Процесс подготовки будущих учителей строится на соблюдении принципа, предложенного В. В. Краевским, предполагающего последовательный переход от теоретического моделирования к проектированию деятельности, конструированию учебного процесса с последующей реализацией на практике. Системообразующую роль играет дисциплина «Организация исследовательской деятельности учащихся», при изучении которой будущие учителя осваивают алгоритм проектирования учебно-исследовательской деятельности при обучении физике как на уроке, так и во внеурочных формах организации занятий. По итогам изучения дисциплины студенты должны защитить проект по организации учебно-исследовательской деятельности на трех уровнях: в системе уроков; во внеурочных коллективных занятиях; при руководстве индивидуальным исследовательским проектом. Развитие умений организовывать учебно-исследовательскую деятельность обучаемых происходит у будущих учителей в процессе педагогической практики, когда разработанные проекты воплощаются при проведении уроков, внеурочных занятий и руководстве ученическими индивидуальными исследованиями. Экспертная оценка готовности будущих учителей к проектированию учебно-исследовательской деятельности (по результатам выполнения заданий, моделирующих профессиональную деятельность и выполненных проектов), организации и сопровождению учебно-исследовательской деятельности (по результатам проведенных на практике уроков, внеурочных занятий и защиты индивидуальных исследовательских проектов обучаемых) показывает эффективность предложенной системы и выполнение требований ФГОС.
Ключевые слова: Учебно-исследовательская деятельность; подготовка будущих учителей; учителя физики; методика физики в школе.

Для цитирования:

Лебедева, О. В. Подготовка будущего учителя физики к проектированию и организации учебно-исследовательской деятельности / О. В. Лебедева, И. В. Гребенев // Педагогическое образование в России. – 2018. – №5. – С. 98-104 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.