Архив журнала
Модель методики формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала школы в условиях неформального образования
- 364
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье на основе анализа нормативных документов актуализируется проблема формирования профессиональной компетентности педагогического персонала школы в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В качестве варианта решения указанной проблемы предлагается методика формирования ИКТ-компетентности, состоящая из следующих взаимосвязанных блоков, содержащих определенные компоненты: диагностического, целевого, содержательного, технологического. Под-черкивается, что содержательное наполнение компонентов методики зависит, прежде всего, от психолого-педагогической характеристики обучающихся старшего возраста, что обусловливает выбор такого вида образования как неформальное. Анализ особенностей неформального образования приводит к выделению андрагогического подхода в качестве основного для корректировки контента модели методики формирования, что, в свою очередь, требует уточнения компонентов целевого, содержательного и технологического блоков. Сущность этого уточнения состоит в следующем: задачи формирования ИКТ-компетентности коррелируются с учетом ориентации на общепользовательскую и, отчасти, общепедагогическую со-ставляющие ИКТ-компетентности; наряду с общедидактическими принципами выделяются андрагогические, а также отдельные частно-методические принципы; дидактические едини-цы содержания выбираются обучающимся педагогом совместно с преподавателем из совокупности, представленной в авторском курсе «Основы компьютерной грамотности и использование ИКТ в решении профессиональных задач», или самостоятельно при учете личных профессиональных потребностей; среди ведущих методов обучения выделяются методы ис-пользования виртуальной образовательной среды и информационно-коммуникационных технологий с преобладающими видами деятельности самообучения, взаимообучения, взаимодиагностики, проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Выделенные изменения компонентов методики фиксируются в ее структурной модели, пред-ставленной схематически. В качестве вывода формулируется заключение о влиянии особенностей неформального образования, андрагогического подхода на компоненты структурной модели методики формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала школы.
Ключевые слова: Формирование компетентности; профессиональная компетентность; педагогические кадры; учителя; общеобразовательные учебные заведения; информатизация образования; ИКТ-компетентность; информационно-коммуникационные технологии; виртуальная образовательная среда; неформальное образование.
Для цитирования:
Слепухин, А. В. Модель методики формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала школы в условиях неформального образования / А. В. Слепухин, Г. Н. Коршунова // Педагогическое образование в России. – 2018. – №8. – С. 138-144 .