Архив журнала
Педагогическая деятельность и наука: сопряженность, созависимость, совместимость
- 663
- Рубрика: СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-06-02
Аннотация: Авторы рассматривают сложившееся в практике управления образованием противоречие между позиционированием сущности научной и научно-методической деятельности, а также дискриминационные элементы в оценке функционала научно-педагогических работников (НПР) и профессорско-преподавательского состава (ППС). Цель работы заключается в попытке описания инновационного подхода к осмыслению научной деятельности педагога. Для реализации поставленной цели использовалась методология аналитико-синтетического подхода, методы контент-анализа, экспресс-опроса практиков, что позволило сделать ряд выводов. Сущность научной деятельности педагога должна быть представлена как регламентированная форма творческого процесса, направленного на поиск нового знания, его оценку, анализ и синтез. Новое знание в предлагаемом контексте – совокупность не входивших в предшествующее описание представляемым педагогом в учебном и исследовательском процессе объектов и явлений, их генезиса и алгоритмов адаптации к практике. В образовании новое знание не обязательно должно быть создано самим педагогом как открытие инновационной сущности объектов, процессов и явлений. Речь идет о деятельности по поиску таких инноваций и включению их описания или алгоритмов применения в образовательную практику. Формы презентации результатов научной деятельности могут быть представлены не только в публикациях, отчетах о научно-исследовательской работе (НИР), количестве созданных самостоятельно или в контакте с обучаемыми проектов, конкурсных и квалификационных работ. Научной деятельностью педагога следует считать деятельность, предшествующую поиску и последующему применению методов презентации нового знания. Этот теоретический посыл в приложении к практике оценки эффективности деятельности любого университета потребует жесткого, реализованного на практике разделения двух кластеров сотрудников: научно-педагогических (НПР) и педагогических работников (ППС). До настоящего времени в большинстве вузов и теоретических исследованиях менеджмента и маркетинга управления реализуется противоречащее законодательству об образовании в РФ смешение функционала этих категорий сотрудников. Подобные сложившиеся практики должны быть откорректированы.
Ключевые слова: Педагогическая деятельность; педагоги; научная деятельность; научные исследования; эффективность педагогической деятельности; управление образованием; педагогические инновации; инновационный подход.
Для цитирования:
Пачикова, Л. П. Педагогическая деятельность и наука: сопряженность, созависимость, совместимость / Л. П. Пачикова, Т. В. Филипповская // Педагогическое образование в России. – 2020. – №6. – С. 16-21. DOI 10.26170/po20-06-02.