Рубрика: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Формирование здорового образа жизни детей и молодежи обозначено в нормативных документах нашей страны как важнейшая социальная задача. Тенденции ухудшения уровня здоровья школьников, недостаточная сформированность ценности здоровья и здорового образа жизни не позволяют в полной мере реализовать данную задачу. Авторам статьи представляется возможным использовать в решении этой проблемы деятельность организаций дополнительного образования, в частности туристического клуба, имеющего большой потенциал создания оздоровительно-воспитательной среды для детей подросткового возраста. Цель исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании модели формирования здорового образа жизни подростков в туристическом клубе. Методологической основой исследования являются положения личностнодеятельностного подхода, методология педагогического моделирования, концепции формирования здорового образа жизни. Методами исследования выступили анализ, обобщение, моделирование. Научная новизна исследования заключается в конструировании и описании структурносодержательной модели формирования здорового образа жизни подростков в туристическом клубе, включающей целевой, содержательный, технологический и уровнево-результативный компоненты. Целевой компонент модели определяет ожидаемый результат; обосновывает личностнодеятельностный подход и принципы его реализации. Содержательный компонент связан с выделением компонентов здорового образа жизни, каждый из которых лег в основу содержания программы дополнительного образования для туристического клуба «Туризм – основа здоровья». Технологический компонент представлен видами и формами деятельности в туристическом клубе. Описаны преимущества туристического клуба как организации дополнительного образования в процессе формирования здорового образа жизни детей подросткового возраста. Уточнено понятие туристического клуба и выделены виды деятельности в нем: физкультурно-оздоровительная, информационно-пропагандистская, спортивно-массовая, краеведческая, социальная, – каждый из которых представлен в формах организации деятельности. Уровнево-результативный компонент содержит критерии оценки результата сформированности здорового образа жизни подростков, а также показатели и уровни его сформированности. Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «здоровый образ жизни подростков», разработке модели формирования здорового образа жизни подростков в туристическом клубе, определении диагностического инструментария оценки результатов. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная модель может быть использована в работе организаций дополнительного образования
Ключевые слова: здоровый образ жизни; подростки; формирование здорового образа жизни; здоровье подростков; дополнительное образование; туристические клубы; туристическая деятельность; туризм; структурно-содержательные модели
Abstract: The formation of a healthy lifestyle for children and young people is designated in the regulatory documents of our country as the most important social task. Trends in the deterioration of the health level of schoolchildren, insufficient formation of the value of health and a healthy lifestyle do not allow to fully implement this task. It is possible for the authors of the article to involve in solving this problem the activities of additional education organizations, in particular, a tourist club, which has great potential to create a recreational and educational environment for adolescent children. The purpose of the study is to develop and theoretically substantiate a model for the formation of a healthy lifestyle for adolescents in a tourist club. The methodological basis of the study is the provisions of the personal-activity approach, the methodology of pedagogical modeling, the concept of the formation of a healthy lifestyle. The research methods were analysis, generalization, modeling. The scientific novelty of the study lies in the construction and description of a structural-content model for the formation of a healthy lifestyle for adolescents in a tourist club, including target, content, technological and level-effective components. The target component of the model determines the expected outcome; substantiates the personal-activity approach and the principles of its implementation. The content component is associated with the allocation of healthy lifestyle components, each of which formed the basis of the content of the additional education program for the tourist club “Tourism is the basis of health”. The technological component is represented by the types and forms of activity in the tourist club. The advantages of a tourist club as an organization of additional education in the process of forming a healthy lifestyle for adolescents are described. The concept of a tourist club is clarified and the types of activities in it are singled out: sports and recreation, information and propaganda, sports and mass, local history, social, each of which is presented in the forms of organizing activities. The level-resulting component contains criteria for evaluating the result of the formation of a healthy lifestyle in adolescents, as well as indicators and levels of its formation. The theoretical significance of the study lies in clarifying the concept of “healthy lifestyle of adolescents”, developing a model for the formation of a healthy lifestyle for adolescents in a tourist club, and determining diagnostic tools for evaluating results. The practical significance of the study lies in the fact that the developed model can be used in the work of organizations of additional education
Key words: healthy lifestyle; teenagers; formation of a healthy lifestyle; adolescent health; additional education; tourist clubs; tourism activities; tourism; structural-content models

Для цитирования:

Донгаузер, Е. В. Модель формирования здорового образа жизни подростков в туристическом клубе / Е. В. Донгаузер, Е. Е. Андреева, А. В. Гринин. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №3. – С. 221-230.

For citation

Dongauzer, E. V., Andreeva, E. E., Grinin, A. V. (2023). A Model for Forming a Healthy Lifestyle for Adolescents in a Tourist Club // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №3. – P. 221-230.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.