Рубрика: ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье на основе анализа феномена «искусственный интеллект» рассматриваются перспективы и проблемы его массового внедрения в сферу образования, которые ставят перед педагогикой задачу выработки новой концепции педагогической профессии, адаптированной к условиям и потребностям информационного общества и новой технологической эры. На основе теоретических методов исследования (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, сопоставления, аналогии) рассматриваются зарубежные и отечественные исследования, связанные с определением содержания понятия «искусственный интеллект»; выявляются причины его стремительного развития в современную эпоху; обосновываются факторы риска; приводятся результаты функционального анализа информационно-коммуникационных технологий, которые в настоящее время широко используются в образовании, и технологий искусственного интеллекта. Важной задачей статьи является анализ изменения функций искусственного интеллекта. На этапе развития информационных технологий (1956 г.) делается акцент на «машинной», механистической функции искусственного интеллекта, позволяющего компьютерам решать типичные задачи, которые «традиционно считались прерогативой человека». С 1960-х гг. развитие искусственного интеллекта успешно пошло по пути освоения более сложных функций, таких как игра в шахматы, распознавание речи, т. е. его интеллектуальной функции. В статье обсуждаются возможности передачи функции обучения и воспитания искусственному интеллекту и опасности таких технологических решений. В этой связи обсуждаются роль педагога в современном образовании, трансформации его ролей в связи с развитием искусственного интеллекта, определяются смыслы педагогической профессии. На основе анализа и обобщения опыта во многом стохастического внедрения в образование информационных, цифровых и интернет-технологий авторы статьи ставят новую задачу перед научным сообществом – разработки методологии и теории трансформации искусственного интеллекта в систему общего и профессионального образования
Ключевые слова: искусственный интеллект; технологии искусственного интеллекта; информационные технологии; информатизация образования; информационная образовательная среда; обучающие функции; воспитывающие функции; педагоги
Abstract: The article, based on an analysis of the phenomenon of “artificial intelligence,” examines the prospects and problems of its mass implementation in the field of education, which pose the task of pedagogy to develop a new concept of the teaching profession, adapted to the conditions and needs of the information society and the new technological era. Based on theoretical research methods (analysis, synthesis, generalization, comparison, juxtaposition, analogy), foreign and domestic research related to determining the content of the concept “artificial intelligence” is considered; the reasons for its rapid development in the modern era are identified; risk factors are substantiated; The results of a functional analysis of information and communication technologies, which are currently widely used in education and artificial intelligence technologies, are presented. An important objective of the article is to analyze changes in the functions of artificial intelligence. At the stage of development of information technology (1956), emphasis is placed on the “machine”, mechanistic function of artificial intelligence, which allows computers to solve typical problems that “traditionally were considered the prerogative of humans.” Since the 1960s, the development of AI has successfully followed the path of mastering more complex functions, such as playing chess, speech recognition, i.e. its intellectual function. The article discusses the possibility of transferring the function of training and education to artificial intelligence and the dangers of such technological solutions. In this regard, the role of the teacher in modern education, the transformation of his roles in connection with the development of artificial intelligence are discussed, and the meaning of the teaching profession is determined. Based on the analysis and generalization of the experience of the largely stochastic implementation of information, digital and Internet technologies in education, the authors of the article pose a new task for the scientific community – the development of a methodology and theory for the transformation of artificial intelligence into the system of general and vocational education
Key words: artificial intelligence; artificial intelligence technologies; Information Technology; informatization of education; information educational environment; educational functions; educational functions; teachers

Для цитирования:

Галагузова, М. А. Искусственный интеллект в педагогике: от понятия к функции / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №2. – С. 48-55.

For citation

Galaguzova, M. A., Galaguzova, Yu. N., Shtinova, G. N. (2024). Artificial Intelligence in Pedagogy: From Concept to Function // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №2. – P. 48-55.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.