Вам может быть интересно:
Архив журнала
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛОГОПЕДА КАК СУБЪЕКТА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
- 104
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В условиях ведущей тенденции инклюзии в образовании важно развивать качества
логопедов как субъектов инклюзивного образования, в связи с этим встает вопрос: какие необходимы профессионально важные качества логопеда с учетом его позиции как специалиста гуманистической направленности и ведущего субъекта инклюзивного образования? Цель исследования –
изучение представлений студентов-первокурсников о профессионально важных качествах, являющихся основой для формирования позиции логопеда как субъекта инклюзивного образования.
В работе использованы теоретические и эмпирические методы: анализ научной литературы, нормативных документов, восхождение от абстрактного к конкретному, системный анализ, опрос, качественный анализ полученных результатов исследования. Методологическая основа: личностнодеятельностный и аксиологический подходы. Научная новизна исследования заключается в выделении профессионально важных личностных качеств логопеда как субъекта инклюзивного образования
и подразделении их на четыре типа регуляторов коррекционно-педагогической и методической деятельности; в изучении представлений студентов-первокурсников о профессионально важных качествах логопеда как субъекта инклюзивного образования. Практическая значимость исследования состоит в разработке опросника изучения профессионально важных качеств логопеда как субъекта инклюзивного образования. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в определении четырех типов регуляторов коррекционно-педагогической деятельности логопеда, отражающих направленность личности логопеда как субъекта инклюзивного образования: когнитивных,
коммуникативных, волевых, гуманистических. Сделан вывод, что студенты-логопеды первого года
обучения уже обладают профессиональной гуманистической направленностью и выражают готовность к практической деятельности. Имеется ряд когнитивных, коммуникативных, волевых качеств,
на важность которых следует обращать особое внимание в процессе первичной профессионализации
Ключевые слова: высшие учебные заведения; студенты-первокурсники; подготовка логопедов;
логопедия; логопеды; логопедическая деятельность; представления студентов; профессиональные
качества; субъекты инклюзивного образования; инклюзивное образование
Abstract: In the context of the leading trend of inclusion in education, it is important to develop the
qualities of speech therapists as subjects of inclusive education. Therefore, the question arises: what are
the professionally important qualities of a speech therapist, taking into account his position as a specialist
in humanistic orientation and a leading subject of inclusive education? The purpose of the study is to study
the ideas of first-year students about the professionally important qualities of a speech therapist, which
form the basis for the formation of his position as a subject of inclusive education. Theoretical and empirical methods are used in the work: analysis of scientific literature, normative documents, ascent from the
abstract to the concrete, system analysis, survey, qualitative analysis of the obtained research results.
Methodological basis: personal-activity and axiological approaches. The scientific novelty of the research lies in the highlighting of professionally important personal qualities of a speech therapist as a subject of
inclusive education and their division into four types of regulators of correctional, pedagogical and methodological activities; in the study of first-year students’ ideas about professionally important qualities of a
speech therapist as a subject of inclusive education. The practical significance of the study consists in the
development of a questionnaire for the study of professionally important qualities of a speech therapist as
a subject of inclusive education. The theoretical significance of the research results lies in the definition of
four types of regulators of correctional and pedagogical activity of a speech therapist, reflecting the orientation of the personality of a speech therapist as a subject of inclusive education: cognitive, communicative,
volitional, humanistic. It is concluded that 1st year speech therapy students already have a professional
humanistic orientation and express their willingness to practice. There are a number of cognitive, communicative, volitional qualities, the importance of which should be paid special attention to in the process of
primary professionalization
Key words: higher education institutions; first-year students; training of speech therapists; speech therapy;
speech therapists; speech therapy activities; student submissions; professional quality; subjects of inclusive
education; inclusive education
Для цитирования:
Стерхова, А. А. Профессионально важные качества логопеда как субъекта
инклюзивного образования в представлениях студентов-первокурсников / А. А. Стерхова, Н. Н. Малярчук. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №3. – С. 112-121.
For citation
Sterkhova, A. A., Malyarchuk, N. N. (2024). Professionally Important Qualities of a
Speech Therapist as a Subject of Inclusive Education in the Ideas of 1st Year Students // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №3. – P. 112-121.