Архив журнала
Проблемы современного образовательного пространства: социально-философский анализ понятия «Безопасность»
- 388
- Рубрика: ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы современного образовательного пространства России в контексте влияния, которое оказывает на него доминирующая в обществе установка в отношении понимания безопасности. Описывается контекстуальная основа формирования сложившегося концепта «безопасность». В тексте предложены определения понятия «безопасность», представлены выводы о его актуальных характеристиках, выявленных в результате социально-философского анализа. Выделены такие характеристики, как ориентация на широкий круг ценностей, консервативность, сбережение устоявшихся порядков, статичность, претензия на универсальность. На основании классических и современных философских подходов к пониманию безопасности проводится соотнесение обобщенных свойств лидирующей концепции с текущим состоянием общества, делается вывод о несоответствии концепта и системы его практического применения к деятельности общества и, в частности, к организации образования. Приводятся конкретные трудности, обусловленные современным представлением о безопасности, возникающие в образовательной среде. Выявляются противоречия между насущными образовательными потребностями в создании благоприятных условий для развития образовательных субъектов, соответствующих облику общества, и теми вызовами, которые стоят перед образованием в современном мире. Предлагаются пути преодоления кризиса образовательного пространства через пересмотр определяющих его аспектов безопасности. Предложены конкретные рекомендации по практическому замещению технологий внешнего контроля формами, ориентированными на развитие адаптивности, мобильности, рефлексивности субъектов образовательной среды.
Ключевые слова: Безопасность; образовательное пространство; социально-философский анализ безопасности; субъекты образования; кризис образования.
Для цитирования:
Азаренко, С. А. Проблемы современного образовательного пространства: социально-философский анализ понятия «Безопасность» / С. А. Азаренко, И. А. Симонова // Педагогическое образование в России. – 2015. – №11. – С. 241-246.