Архив журнала
Рейтинговая оценка качества результатов обучения: выбор модели
- 422
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье обсуждаются вопросы построения и использования рейтинговой оценки качества результатов обучения по учебной дисциплине. Качество результата обучения представлено как комплексное свойство, рейтинговая оценка – как комплексная оценка качества многомерного объекта. При разработке модели использован алгоритм квалиметрического анализа комплексного свойства (качества) объекта. Предложена квалиметрическая модель комплексной оценки, в которой: 1) качество результата обучения как объект оценки представляется в виде упорядоченной иерархической структуры – «дерева свойств»; 2) весомость отдельных свойств и их групп определяется на основе анализа структуры и содержания дисциплины, временных затрат на формирование полезных свойств и уровня иерархии (отдельное свойство – элемент знания, умение, навык решения задачи; группа родственных свойств – система знаний и умений по теме; совокупность групп родственных свойств – система знаний и умений по разделу;интегральное качество – система знаний и умений по дисциплине в целом); 3) эталонное качество описывается через планируемый результат обучения, в котором выделены базовая (обязательная) и вариативная части; 4) учитываются качество выполнения отдельных заданий, своевременность и степень самостоятельности их выполнения обучающимися; 5) предусмотрена возможность выбора обучающимся уровня освоения дисциплины. Показана возможность использования модели в управлении качеством подготовки обучающихся в рамках студентоцентрированного и результаториентированного подходов. Описана организационная схема использования рейтинговой оценки в учебном процессе.
Ключевые слова: Результат обучения; качество результата обучения; комплексная оценка качества; рейтинг; рейтинговая оценка; квалиметрический анализ комплексного свойства; моделирование комплексной оценки качества; дерево свойств.
Для цитирования:
Мамонтова, М. Ю. Рейтинговая оценка качества результатов обучения: выбор модели / М. Ю. Мамонтова // Педагогическое образование в России. – 2015. – №7. – С. 91-98.