Архив журнала
Применение метода контент-анализа при изучении ценностных ориентаций старшеклассников
- 385
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена актуальной для российского образования проблеме формирования ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Актуальность применения контент-анализа в педагогическом исследовании обусловлена тем, что являясь самым технологичным из аналитических методов, он в наибольшей степени подходит для систематического мониторинга больших информационных потоков и позволяет выявить глубинные черты и особенности ценностных ориентаций, социальных установок и представлений, что не всегда возможно с помощью тестов или анкетирования. Цель статьи – с помощью метода контент-анализа сочинений старшеклассников на тему «Что я могу сделать для отечества?» провести анализ ценностных ориентаций, патриотических настроений обучающихся, выявить степень их заинтересованности в судьбе отечества. Выдвинутые в ходе контентанализа гипотезы полностью подтверждены материалами исследования. На основе анализа выделенных категорий можно сделать вывод, что главными сферами применения своих сил по отношению к отечеству современные старшеклассники считают карьеру, образование, благоустройство родного города и просто любовь к отечеству, которая и побуждает людей совершать поступки, направленные на его успешное развитие и процветание. У обучающихся развиты патриотические чувства и интерес к судьбе отечества, большинство занимает активную жизненную и гражданскую позицию. Контентанализ, адаптированный к педагогической проблематике, позволяет исследовать различные психолого-педагогические феномены: социальные установки, ценностные ориентации, социальные представления современных старшеклассников. Поэтому в педагогических исследованиях его можно успешно использовать при изучении различных феноменов, находящих отображение в текстах сочинений, анкет, опросов, проективных методик, нестандартизированных интервью на разных этапах эмпирического исследования в качестве основного или вспомогательного метода.
Ключевые слова: Ценностные ориентации; старшеклассники; отечество; ценность; контент-анализ.
Для цитирования:
Виноходова, М. В. Применение метода контент-анализа при изучении ценностных ориентаций старшеклассников / М. В. Виноходова // Педагогическое образование в России. – 2015. – №8. – С. 30-34.