Архив журнала
К вопросу о моделях тьюторского сопровождения обучающихся в образовательном процессе
- 472
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В последнее десятилетие изменились приоритетные ценности школьного образования: переориентация на развитие интересов и способностей, на формирование ключевых компетентностей учащихся в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Для достижения этой цели необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов. Возникает закономерный вопрос: кто будет решать эти задачи в школе – педагог, воспитатель или психолог? Педагогический опыт инновационных школ показал, что для разрешения возникшего противоречия между целями и средствами современного образования необходимо построить педагогическую технологию сопровождения, позволяющую не только выявлять познавательные интересы, но и сопровождать их развитие, использовать их в процессе обучения. Такой педагогической технологией могло бы стать тьюторское сопровождение как особый тип педагогической деятельности, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся и взрослых и сопровождает процесс обучения в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Проблема тьюторского сопровождения обучающихся является особо актуальной в современном образовательном пространстве. Выпускник образовательной организации, не имея определенных компетенций, не в состоянии оценить свой потенциал и имеющиеся ресурсы для адаптации в социуме. Именно это говорит об актуальности представленной статьи. Автор рассматривает различные модели тьюторского сопровождения, дает качественную характеристику зарубежных и российских моделей, что способствует пониманию специфики каждой из представленных моделей. Кроме того, в статье описано отличие тьюторского сопровождения от других существующих образовательных практик – это отличие состоит в том, что такое сопровождение всегда личностно ориентировано и ситуативно уникально. Следовательно, тьюторское сопровождение вводится как специально организованное педагогическое сопровождение в формировании образа будущего обучающегося и построении наиболее адекватной программы по его достижению. Тьюторское сопровождение имеет определенные отличия у обучающихся разного возраста. В статье обозначено отличие тьюторского сопровождения обучающихся 9-11 классов, показана его специфика. Для российской системы образования автор статьи предлагает использовать тьюторское сопровождение обучающихся для решения конкретных образовательных задач.
Ключевые слова: Школьники; общеобразовательные учебные заведения; тьюторы; тьюторское сопровождение.
Для цитирования:
Фоменко, С. Л. К вопросу о моделях тьюторского сопровождения обучающихся в образовательном процессе / С. Л. Фоменко // Педагогическое образование в России. – 2017. – №3. – С. 102-107.