Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-06-19
Аннотация: В статье актуализируется проблема исключения интеллекта из структуры личности, традиционно выпадающая из поля зрения отечественных и зарубежных авторов. Подчеркивается, что в современных условиях когнитивные и личностные особенности в своей совокупности обусловливают эффективность деятельности. Целью исследования выступает определение диагностического потенциала типологического опросника MBTI, в частности, его прогностических возможностей относительно успешности интеллектуальной деятельности. Методологической основой является теория Майерс-Бриггс. Основные анализируемые показатели: академическая успеваемость, уровень IQ с учетом составляющих компонентов, психологический тип личности. На примере студенческой выборки описана частота встречаемости разных типов личности, а также выявлены специфические для некоторых типов взаимосвязи между интеллектом и академической успеваемостью. Научная новизна связана с получением эмпирического подтверждения взаимосвязи когнитивных и личностных особенностей функционирования психики в условиях учебно-профессиональной деятельности. Обращается внимание на соотношение общих и свойственных каждому типу механизмов достижения успехов в обучении. Полученные результаты важно учитывать при построении образовательной траектории студентов, с учетом их индивидуальности. Делается вывод о необходимости полномасштабного исследования, позволяющего выявить когнитивно-личностные особенности всех типов на репрезентативной выборке.
Ключевые слова: Психологические типы личности; студенты; интеллект; академическая успеваемость; решение интеллектуальных задач; интеллектуальные задачи; педагогическая психология; когнитивно-личностные особенности.

Для цитирования:

Легостаева, Е. С. Взаимосвязь особенностей интеллекта и академической успеваемости у студентов различных психологических типов / Е. С. Легостаева, О. С. Чаликова, В. А. Архипова // Педагогическое образование в России. – 2019. – №6. – С. 138-143 . DOI 10.26170/po19-06-19.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.