Вам может быть интересно:
Архив журнала
Представления учащихся о коммуникативных компетенциях учителя
- 421
- Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-08-05
Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования представлений учащихся о коммуникативных компетенциях учителя. В выборку вошли учащиеся 9-х классов школ г. Екатеринбурга в количестве 48 человек. В работе была использована методика «Оценка коммуникативных компетенций учителя», состоящая из списка коммуникативных компетенций учителя (всего 21 дескриптор). Испытуемые оценивали степень выраженности каждой компетенции по 10-ти бальной шкале у «реального» и «идеального» учителя. Выделены уровни развития коммуникативных компетенций учителя (низкий, ниже среднего, выше среднего и высокий). Анализ оценок, данных учащимися, позволил установить, что, согласно их представлениям, компетенции «реального» учителя находятся в диапазоне ниже и чуть выше среднего уровня, в то время как по всем компетенциям показатели «идеального» учителя оказались на высоком уровне. Проведен качественный анализ результатов на основе выделенных групп коммуникативных компетенций, а именно компетенций, связанных с взаимодействием учителя и ученика; с деятельностью педагога; с личностью педагога как субъекта деятельности. Выявлено, что в представлениях учащихся о «реальном» учителе наибольшее число компетенций с низкими показателями вошли в первую группу, отражающую взаимодействие учителя и ученика. В представлениях же учащихся об «идеальном» учителе наиболее высокие показатели были во второй группе, связанной с деятельностью учителя, что опровергает мнение о незаинтересованности учащихся в учебном процессе, в получении знаний. Установлено, что представления учащихся о коммуникативных компетенциях «реального» и «идеального» учителя достоверно отличаются по всем дескрипторам на высоком уровне значимости. Доказано, что наибольшие различия наблюдаются в отношении такого качества, как «эмпатия», в то время как наименьшие различия связаны с такой компетенцией учителя, как «эмоциональность».
Ключевые слова: Представления учащихся; коммуникативные компетенции; учителя; эмпирические исследования; школьники.
Для цитирования:
Вильгельм, А. М. Представления учащихся о коммуникативных компетенциях учителя / А. М. Вильгельм, А. В. Вильгельм, И. Г. Чугаева // Педагогическое образование в России. – 2019. – №8. – С. 34-41. DOI 10.26170/po19-08-05.