Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье поднимается проблема продуктивного старения, обосновывается самореализация личности взрослого как путь развития человеческой природы и художественная деятельность как способ развития человеческой природы, обладающий образовательными и оздоровительными ресурсами. Для раскрытия сущности процесса самореализации в образовании автор использует метод педагогического моделирования. Сначала моделируется один цикл самореализации личности взрослого в художественной деятельности, а затем предлагается к рассмотрению методико-технологическая разработка ресурсов одного из видов художественной деятельности — изобразительной. Теоретическими предпосылками для моделирования являются: теории самоактуализации А. Маслоу, К. Роджерса, теория мотивации А. Маслоу; техника «активного воображения», предложенная К. Г. Юнгом. Модель циклического процесса самореализации личности взрослого в художественной деятельности включает в себя следующие тезисы: о значении антропологического подхода при определении структуры человеческой природы; о начале движения по пути развития человеческой природы, которое начинается с того, что человек стремится прочувствовать взаимосвязь «тела-души»; об умеренном удовлетворении низших потребностей и обретении телесного и психологического здоровья, благодаря оздоровительному ресурсу художественной деятельности; об осознании взаимосвязи «разума-духа» и удовлетворении потребностей более высокого порядка, благодаря образовательным ресурсам художественной деятельности; о том, что удовлетворение высших потребностей имеет усиливающее значение для организма; о завершении движения по пути развития человеческой природы в позитивном ядре человеческого сознания, «Я», которое выступает подлинным целителем человеческой природы. В заключение представлены направления для дальнейшего исследования намеченной образовательной проблемы.
Ключевые слова: Самореализация личности; художественная деятельность; изобразительная деятельность; процесс самореализации; изобразительное искусство; андрагогика; обучение взрослых.

Для цитирования:

Чигинцева, О. Н. Модель процесса самореализации личности взрослого в художественной деятельности / О. Н. Чигинцева // Педагогическое образование в России. – 2018. – №10. – С. 54-60.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.