Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Трансформации, происходящие в обществе, неизбежно сказываются на функционировании современной российской семьи — изменяется ее ролевая структура, происходит эгалитаризация семейно-брачных отношений, вследствие чего лидерство мужчины приобретает формальный характер, авторитет отца подменяется материнским [6]. В связи с этим особый интерес приобретает исследование феномена семейного самосознания мужчины, позволяющего выявить особенности осознания мужчиной себя в качестве члена семьи и субъекта семейных отношений. Целью исследования является теоретическое обоснование и эмпирическая верификация типологии семейного самосознания мужчин. Основополагающими для исследования являются идеи субъектно-деятельностного (А. В. Брушлинский, С. Л. Рубинштейн) и личностно-ориентированного (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, А. В. Петровский, К. Роджерс, А. Маслоу) подходов; концептуальные положения о самосознании как о центральном образовании личности (Б. С. Братусь, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, В. В. Столин, Е. В. Шорохова); ключевые положения в области исследования семьи и семейных отношений (Ю. Е. Алешина, А. Я. Варга, Н. Н. Васягина, О. А. Карабанова, В. Сатир, В. А. Сысенко, Л. Б. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллер). В рамках названной методологической парадигмы семейное самосознание мужчины рассматривается нами как субъективная психологическая реальность, представляет проекцию его самосознания на семейную сферу, позволяющую осознавать себя членом семьи, субъектом семейных отношений. Структура семейного самосознания мужчины представлена совокупностью когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, каждый из которых включает функционально-ролевые характеристики супружеских, детско-родительских и родственных отношений. Структурно-содержательный анализ комбинации элементов семейного самосознания позволил эмпирически верифицировать типологию семейного самосознания мужчин и описать типы мужчин («глава семьи», «неуверенный», «зависимый»), отражающие особенности восприятия и осознания мужчиной себя в семье, специфику отношения к себе как члену семьи, особенности реализации семейных ролей, функций и взаимодействия с членами семьи. Материалы исследования могут быть использованы в индивидуальном и семейном консультировании с целью гармонизации семейных отношений.
Ключевые слова: Семейное самосознание; семейное самосознание мужчины; компоненты семейного самосознания мужчины; типология мужчин.

Для цитирования:

Баринова, Е. С. Типологические особенности семейного самосознания мужчин / Е. С. Баринова, Н. Н. Васягина // Педагогическое образование в России. – 2018. – №12. – С. 139-147.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.