Рубрика: ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы соотношения профессионального долга и социальной ответственности учительства в условиях общественно-политической нестабильности, связанной с первой российской революцией 1905–1907 гг. В сельской уральской глубинке педагог был фактически единственным представителем интеллигенции, имевшим возможность интерпретировать происходящие в государстве процессы и просветить едва грамотное население. Однако социально-политическая активность учителей имела для них негативные последствия в различного рода преследованиях со стороны государственной администрации. Педагоги официально имели статус государственных служащих, поэтому должны были сохранять верноподданническую позицию. Однако революционные настроения захватили их, поскольку социальное происхождение большинства учителей было идентичным с основными участниками революции: крестьяне, мещане и прочие городские обыватели. Их объединяли общие представления о необходимых России переменах. В статье обращается внимание на достаточно мягкие формы наказаний учителей по политическим мотивам. Это можно объяснить рядом причин. Во-первых, слабой доказательной базой обвинений в неблагонадежности. В уральской глубинке полицейский контроль практически отсутствовал. Во-вторых, феминизацией учительских кадров на Урале, к женщинам применяли щадящие меры наказаний. В-третьих, срабатывал прагматизм, ведь арестованных и высланных некем было заменить.
Ключевые слова: Съезды учителей; учителя; революции; увольнение учителей; преследования учителей.

Для цитирования:

Елисафенко, М. К. Кто ты, учитель: гражданин или государственный служащий? / М. К. Елисафенко, М. В. Попов // Педагогическое образование в России. – 2018. – №4. – С. 6-12.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.