Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье изучается проблема становления светского образования в дореволюционном Дагестане. Определена актуальность и гипотеза исследования. Рассматриваются вопросы системы мусульманского образования Дагестана XIX в. Исследуются этапы обучения в арабо-мусульманских школах и медресе дореволюционного Дагестана. Говорится о системе мусульманского образования в период Кавказской войны, в эпоху имама Шамиля. Раскрывается проблема взаимоотношений между арабо-мусульманскими и светскими учебными заведениями в пореформенный период. Освещаются труды дореволюционных авторов, изучавших систему образования в Дагестане (Н. Ф. Дубровина, М. М. Ковалевского, Е. И. Козубского, С. Фарфаровского). Исследуется деятельность П. К. Услара и его вклад в развитие культуры и образования Дагестана. Изучается просветительская деятельность видных представителей дагестанской интеллигенции изучаемого периода (А. Омарова, Г.-Э. Алкадари, Д. Б. Бутаева, Б. Далгата, А. Каяева, С. Габиева и др.). Содержатся некоторые сведения о педагогической работе дагестанских просветителей Г.Э. Алкадари и Абдуллы Омарова. Освещаются труды дагестанских ученых советского периода (Г. Ш. Каймаразов, М. А. Абдуллаев, А. С. Гаджиева, В. Г. Гаджиев, С. М. Омаров). Отмечается положительная роль русских ученых в деле просвещения горцев Дагестана. Рассматривается вопрос влияния российской системы образования на формирование передовой дагестанской интеллигенции. Отмечается важная роль светской системы образования в культурном развитии народов Дагестана. Вместе с тем подчеркивается огромный вклад дагестанских мусульманских ученых и богословов в развитие и распространение научных знаний изучаемого периода, в формирование духовно-нравственной культуры дагестанских народов.
Ключевые слова: Духовно-светское образование; арабо-мусульманские школы; мактаб; медресе; дагестанские ученые; мусульманское духовенство; интеллигенция.

Для цитирования:

Исалабдулаев, М. А. Система духовно-светского образования в Дагестане (XIX в.) / М. А. Исалабдулаев // Педагогическое образование в России. – 2018. – №4. – С. 13-17.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.