Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: 10.pdf
Аннотация: В условиях усиления практикоориентированности педагогического образования особую актуальность приобретают вопросы развития личности студентов, их профессионального самоопределения. Становление профессиональной идентичности предполагает создание условий для освоения опыта педагогической деятельности в единстве с ее проектированием и рефлексией в контексте осмысленного профессионального пути. Определены современные направления исследований проблем профессиональной идентичности (социально-психологическое, деятельностное, феноменологическое). Установлено, что среди них заметное место занимают исследования субъективно-личностных факторов формирования профессиональной идентичности. Обосновывается смысловая природа профессиональной идентичности, определяются ведущие механизмы, участвующие в ее формировании (проектирование, деятельностная реализация и рефлексия). Предложены способы интеграции смысловых механизмов профессионального самоопределения в процесс вузовской подготовки студентов – будущих педагогов. Представлен нежесткий алгоритм формирования профессиональной идентичности, который может быть реализован в рамках отдельных дисциплин, воспитательных мероприятий, организации производственных практик, при проектировании образовательной программы в целом. Выделены этапы формирования профессиональной идентичности, в ходе которых студенты получают возможность пережить личностный опыт принадлежности к педагогической профессии, складывается образ «я-педагог», определяются планы профессионального будущего и способы их реализации, осуществляется профессионально-педагогическая рефлексия и осмысление полученного опыта в контексте личностно-профессиональных и жизненных целей. Описаны характеристики личностно развивающей ситуации, продуктивной для переживания студентами идентичности в педагогической профессии. Все этапы предполагают взаимодействие студентов с опытными педагогами. Роль педагогического сообщества заключается в создании диалогичной и поддерживающей среды. Предложены ориентиры для разработки сопровождения профессионального самоопределения студентов педагогических направлений с учетом механизмов смыслообразования.
Ключевые слова: Педагогическое образование; профессиональное самоопределение; профессиональная идентичность; смыслообразование; студенты-педагоги; подготовка будущих учителей.

Для цитирования:

Белякова, Е. Г. Проблема моделирования процесса формирования профессиональной идентичности студентов – будущих педагогов с позиций ценностно-смыслового подхода / Е. Г. Белякова // Педагогическое образование в России. – 2018. – №5. – С. 68-73.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.