Архив журнала
Обучение русскому языку в начальной школе: к проблеме соответствия содержания обучения ФГОС НОО (на примере образовательной программы «Начальная школа XXI века»)
- 345
- Рубрика: ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье авторы анализируют содержание образовательной программы «Начальная школа XXI века», предмет «Русский язык» с учетом соответствия программы ФГОС НОО. Анализ программы осуществляется с учетом ее структуры: описываются целевой, содержательный, организационный разделы программы, внимание акцентируется на различиях в постановке целей обучения русскому языку в анализируемой программе и ФГОС НОО, на доминировании в программе знаниевых компонентов при постановке цели освоения содержания предмета «Русский язык». На материале предмета «Русский язык» описываются принципы построения программы: природосообразности, преемственности и перспективности, интеграции теоретических сведений с деятельностью, коммуникативности, интеграции обучения, развития и воспитания, при этом авторы статьи уделяют особое внимание принципам природосообразности и коммуникативности, отмечая особенности в трактовке данных принципов в программе «Начальная школа XXI века». С точки зрения авторов статьи, спорной является не только трактовка принципов изложения учебного материала, предложенная в программе, но и само представление материала для освоения предмета «Русский язык». Отмечается обособление текста от единиц системы языка, неоправданно широкая формулировка изучаемых тем, некорректность некоторых формулировок в названии тем. Авторы статьи подчеркивают отсутствие организационного раздела в программе «Начальная школа XXI века», «рамочный» характер программы, что, с одной стороны, дает возможность свободы в процессе планирования педагогом освоения содержания программы, с другой стороны, делает процесс планирования достаточно сложным. Авторы выделяют проблемные зоны в освоении содержания предмета «Русский язык» в рамках программы «Начальная школа XXI века», подчеркнув при этом системный характер недочетов, и указывают на необходимость дальнейшей разработки содержательной части программ в соответствии с требованиями ФГОС.
Ключевые слова: Образовательные программы; начальная школа; русский язык; структура программ; содержание обучения; младшие школьники; начальное обучение русскому языку; методика русского языка в школе; методика преподавания русского языка, ФГОС.
Для цитирования:
Безрукова, О. А. Обучение русскому языку в начальной школе: к проблеме соответствия содержания обучения ФГОС НОО (на примере образовательной программы «Начальная школа XXI века») / О. А. Безрукова, М. Л. Кусова, О. А. Ускова // Педагогическое образование в России. – 2018. – №9. – С. 62-67.