Рубрика: ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-01-02
Аннотация: В статье представлен опыт реализации аналитико-синтетического подхода применительно к исследованию творчества. Это предполагает установление связей творчества с основными психическими и социальными явлениями, которые определяют его бытие. Базовым в рамках этой системы отношений является отношение к деятельности. Поскольку любая деятельность человека представляет собой единство стереотипного (нетворческого) и развивающегося (творческого подвижного) начал, творчество – это новаторская часть деятельности, которая направлена на создание нового. Все виды деятельности делятся на собственно творческие и относительно творческие. В первых творчество – цель, а стереотипная часть – средство. Во вторых, наоборот, стереотипные процедуры – цель, а творческая часть – средство. В природе творчества нет, но, как и в обществе, имеет место развитие. Творчество – не механизм развития, творчество – это деятельность, посредством которой осуществляется развитие как качественное направленное изменение объектов. Творчество нельзя противопоставлять отражению. Сознание человека в той мере преобразует мир, в какой его отражает и становится регулятором деятельности. Творчество нельзя отождествлять с мышлением, так как мышление может быть не только творческим, но и стереотипным, а в процессе творчества участвует и бессознательное (интуиция). Творческое воображение в реальном мире отражает сферу возможного, т. е. то, чего нет, но что может быть. Основной формой его существования является проектная деятельность человека, которая возникает на основе предметного и оценочного знания и является средством преобразования реального мира. Креативность – способность человека создавать новое, а творчество – реализация этой способности. Поэтому отождествлять творчество с креативностью неправомерно. Креативность детерминируется задатками человека, социальными условиями и личностными особенностями. Задаткам и социальным условиям в этой детерминации, на наш взгляд, принадлежит роль определяющая, а личностным особенностям – решающая. Творческий процесс рассматривается в единстве психологического и социокультурного подходов к нему. Творческий процесс начинается не с постановки проблемы, а с предпосылок к нему – потребностей общества и личности в новациях и возможностей их создания. Завершается он не субъективным образом нового, а устноречевым, письменно-речевым и производственным его опредмечиванием и потреблением нового продукта. В ходе потребления (деятельности потребителя) выясняется реальная истинность и ценность творческого продукта. Знание о природе творчества – это методология изучения творчества в образовании.
Ключевые слова: Творческий процесс; творческая деятельность; природа творчества; творческое мышление; воображение; креативность; социокультура; психология творчества.

Для цитирования:

Байлук, В. В. О природе творчества (аналитико-синтетический подход) / В. В. Байлук // Педагогическое образование в России. – 2020. – №1. – С. 13-27. DOI 10.26170/po20-01-02.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.