Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-02-13
Аннотация: Автор обращается к анализу потенциала музейного пространства при решении задач речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной среды. В статье описаны этапы организации взаимодействия педагога с детьми, направленного на обогащение и активизацию словаря детей, развития грамматического строя речи, связной речи при освоении реального и виртуального музейного пространства: «Дом-музей П. П. Бажова», «Дом-музей литературно-мемориальный Ф.М. Решетникова». Представлены формы и приемы включения музейного пространства в образовательную среду дошкольной образовательной организации: предварительная беседа, целью которой является последующее вхождение ребенка в музейное пространство, ознакомление с произведениями художественной литературы, реальная или виртуальная экскурсия, культурно-просветительское мероприятие, проектная деятельность, выставки, в том числе творческие выставки детских работ. Автор описывает содержание этих выставок, рассказывая об их предметном наполнении: минералы различной породы, поделки из минералов, рисунки детей, приводит примеры проведения детьми экскурсий на выставках, которые они создают, показывает, как в эту деятельность могут включаться русскоговорящие дети и дети, для которых русский язык не является родным. В качестве примера обогащения предметно-развивающей среды ДОУ описывается тематический уголок «Почта разных стран и времен». Автор описывает взаимодействие всех участников образовательных отношений, доказывая, что амплификация образовательной среды ДОУ обеспечивает повышение интереса к культуре Урала как у детей, для которых русский язык является родным, так и у детей – представителей других народностей. Включение музейного пространства в образовательную среду ДОУ уменьшает дистанцию между представителями различных народностей. Участники образовательных отношений включаются в проектную деятельность, совместно готовят культурно-просветительские мероприятия, при проведении которых актуализируются представления детей и взрослых об истории Урала.
Ключевые слова: Образовательная среда ДОУ; музейное пространство; ребенок старшего дошкольного возраста; дети – носители русского языка; дети-мигранты; речевое развитие; поликультурная среда.

Для цитирования:

Плаксина, Е. Б. Амплификация образовательной среды ДОУ / Е. Б. Плаксина // Педагогическое образование в России. – 2020. – №2. – С. 114-118. DOI 10.26170/po20-02-13 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.