Вам может быть интересно:
Архив журнала
Роль особенностей личности в репрезентации несовершеннолетними регламентированного социального пространства
- 592
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-03-09
Аннотация: В статье обсуждаются основания, методология и результаты исследования влияния особенностей личности на представление личности о социальном пространстве. Показано, что представление о социальном пространстве – комплексное и структурированное отражение в сознании личности социального взаимодействия, опосредованного социальными нормами. Представление участвует в социальном взаимодействии, на его основе личность организует и регулирует отношения с другими людьми, координирует свою деятельность. Вопрос о роли личности в конструировании представления не имеет однозначного научного решения, а его эмпирическое исследование полезно для повышения эффективности профилактики искажений социального взаимодействия, в том числе и девиаций. Эмпирическое исследование нацелено на определение опосредующей роли личностных особенностей в формировании представления о возможностях и ограничениях социального пространства. Выборка из 240 человек включает группу несовершеннолетних правонарушителей, обучающихся в специализированных учреждениях, и правопослушных, обучающихся в традиционных условиях. Методами исследования выступают стандартизированные самоотчеты: анкета, изучающая параметры социального пространства, опросник СМИЛ. Статистическая обработка проводится методами дескриптивной статистики, эффект опосредования оценивается регрессионным анализом (GLM mediation models). Результаты показывают, что в представлении несовершеннолетних рецептируются ограничения социального пространства, влияя на восприятие возможностей и ограничений. Представление правонарушителей о социальном пространстве характеризуется меньшим объемом и сегментированностью взаимодействия, гомогенностью его участников, отрицанием социального контроля над собой. В целом оно воспринимается мешающим и затрудняющим взаимодействие. Оценка особенностей личности как медиатора показала, что в формирование такого представления вовлечены социальная интроверсия, импульсивность, тревожность и индивидуалистичность. Итогом исследования стало понимание специфики рецепции несовершеннолетними регламентированного социального пространства, а также медиаторной роли особенностей личности, ухудшающих оценку возможностей социального взаимодействия.
Ключевые слова: Социальное пространство; несовершеннолетние правонарушители; социальный контроль; свойства личности, профилактика девиаций, личность подростка.
Для цитирования:
Злоказов, К. В. Роль особенностей личности в репрезентации несовершеннолетними регламентированного социального пространства / К. В. Злоказов, У. И. Ильянкова // Педагогическое образование в России. – 2020. – №3. – С. 81-90. DOI 10.26170/po20-03-09.