Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-05-07
Аннотация: В статье обсуждается эволюция развития целей обучения информатике в средней общеобразовательной школе и соответствующей подготовки студентов направления «Педагогическое образование». Анализируется содержание понятий алгоритмическая грамотность, компьютерная грамотность, компьютерная компетентность, информационная культура, техническая культура. Представлена модель содержательной вложенности данных понятий и эволюционная цепочка их развития: от изучения алгоритмизации и программированию до становления мировоззренческих позиций, когда целью обучения «Информатике и ИКТ» становится формирование информационной и технической культуры учащихся (в рамках различных учебных дисциплин). Обосновывается важность формирования технической культуры учащихся (как результат политехнической подготовки в рамках различных учебных предметов), уровень которой определяется: 1) системой объектов техники (в т. ч. компьютерной), с которыми взаимодействует человек в силу своих профессиональных обязанностей и личных интересов; 2) уровнем технических знаний с точки зрения их полноты, системности и обобщенности, функциональности; 3) накопленным опытом технической деятельности с учетом ее видового разнообразия и сложности, определяемыми особенностями той составляющей техносферы, с которой взаимодействует человек; 4) уровнем развития взаимодействий «человек (общество)  техника  природа»; 5) менталитетом личности (интересами, умонастроением, волевыми устремлениями) – сложившимися моделями технического поведения и деятельности, определяющими актуальное состояние и перспективы развития перечисленных выше составляющих ее технической культуры. Описаны данные констатирующего эксперимента, при помощи которого изучался сложившийся опыт преподавания вопросов политехнической подготовки в рамках различных учебных дисциплин средней школы.
Ключевые слова: Методика преподавания информатики; методика информатики в школе; информатика; алгоритмическая грамотность; компьютерная грамотность; компьютерная компетентность; информационная культура; техническая культура; принципы политехнизма; техносфера.

Для цитирования:

Ильин, И. В. Развитие целей обучения информатике в условиях обновления технической культуры общества / И. В. Ильин, В. В. Ильин // Педагогическое образование в России. – 2020. – №5. – С. 71-78. DOI 10.26170/po20-05-07.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.