Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-06-14
Аннотация: В статье обсуждается проблема: как формировать у студентов вуза умение понимать условия физических задач. Цель исследования – обоснование методики обучения студентов умению понимания условий физических задач в процессе их решения. Методологической основой исследования являются подходы: системный, компетентностный, семантический, когнитивный и лингвистический. Психолого-педагогическими основаниями построенной дидактической модели являются теории учебной деятельности, развивающего обучения, решения учебных физических задач. Использована система теоретических и эмпирических методов исследования. Описана дидактическая модель формирования у студентов исследуемого умения, содержащая целевой, дидактический и методический блоки. Представлены структура исследуемого умения, средства и способы его формирования. Изложены ход и результаты педагогического эксперимента, доказывающие эффективность разработанной методики на уровне высшего профессионального образования. Новизна полученных результатов заключается в адаптации дидактической модели и методики формирования умения понимать условия физических задач к уровню высшего профессионального образования (материал общего курса физики). Значимость результатов для науки и практики заключается в обосновании специального обучения студентов умению понимать условия физических задач, доказательстве его положительной связи с успешностью решения задач и усвоения материала курса физики в целом; в расширении системы средств и способов обучения исследуемому умению, разработке соответствующих методических материалов. В результате проведенного исследования удалось показать, что разработанная О. Е. Левенко для средней школы методика формирования умения понимать условия физических задач эффективна и на уровне высшего профессионального образования, в процессе обучения студентов общему курсу физики, при условии расширения системы средств обучения и способов совместной деятельности студентов и преподавателя.
Ключевые слова: Формирование умений; физические задачи; условия физических задач; решение задач; дидактические модели; когнитивный подход; семантический подход; лингвистический подход; уровни сформированности; студенты; методика преподавания физики; методика физики в вузе.

Для цитирования:

Ланкина, М. П. Формирование у студентов умения понимать условия физических задач в процессе их решения / М. П. Ланкина, О. Е. Левенко // Педагогическое образование в России. – 2020. – №6. – С. 122-129. DOI 10.26170/po20-06-14 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.