Рубрика: ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-06-09
Аннотация: В статье рассматривается проблема значимости воспитания культуры информационной безопасности у детей младшего школьного возраста для снижения существующих рисков безопасности личности, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Актуальность этой проблемы обусловлена высокими темпами информатизации общества и, в том числе, ориентацией системы образования на использование обучающимися средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Цель исследования – обосновать необходимость воспитания культуры информационной безопасности детей младшего школьного возраста в рамках формирования информационной культуры. Методологической основой исследования выступили системный и личностный подходы, в соответствии с которыми все явления рассматривались в их взаимосвязи и с ориентацией на личность, как главную цель и субъект при осуществлении педагогического процесса. При проведении исследования использовались теоретические методы – анализ и синтез психологопедагогической и социологической литературы по исследуемой теме. Среди важных результатов можно назвать следующие: рассмотренные аспекты информационной безопасности личности могут быть использованы для определения критериев и показателей сформированности культуры информационной безопасности; обозначено положительное влияние возрастных особенностей детей младшего школьного возраста на успешность формирования у них основ культуры информационной безопасности; помимо прочего процесс воспитания культуры информационной безопасности должен происходить при участии родителей и включать такие компоненты, как: формирование специфических психологических качеств личности, стандарты (шаблоны) поведения, комплекс этических норм поведения в информационном пространстве, составленный с учетом возрастных особенностей. Научная новизна исследования заключается в уточнении определения понятия «культура информационной безопасности» и определении феномена «воспитание культуры информационной безопасности», который до сих пор не имел научной дефиниции. Теоретическая значимость работы состоит в обосновании необходимости выделения в структуре информационной культуры детей младшего школьного возраста новой компоненты – культуры информационной безопасности, а также выявлении и описании основных аспектов воспитания культуры информационной безопасности. Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения могут быть использованы для решения проблемы формирования культуры информационной безопасности младших школьников в ходе создания специальной педагогической системы воспитания культуры информационной безопасности.
Ключевые слова: Начальная школа; младшие школьники; воспитание культуры безопасности; культура информационной безопасности; информационная безопасность; воспитание младших школьников; информационно-коммуникационные технологии.

Для цитирования:

Дащенко, Ю. С. Воспитание культуры информационной безопасности как необходимый компонент формирования информационной культуры детей младшего школьного возраста / Ю. С. Дащенко, С. А. Новоселов // Педагогическое образование в России. – 2020. – №6. – С. 80-86. DOI 10.26170/po20-06-09.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.