Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_10
Аннотация: В системе профессионального образования наблюдается повышенный интерес к проектному обучению, которое позволяет осуществлять более качественную и целенаправленную подготовку будущих специалистов, приобрести профессионально значимые компетенции для организации проектного управления в соответствии с требованиями работодателя. Выпускник должен обладать не только фундаментальными знаниями по профилю обучения, но и многими личностными качествами, наиболее востребованные из которых: креативность, адаптивность, критическое мышление, целеустремленность, способность к профессиональному росту, которые формируются в процессе проектного обучения. В научной и образовательной среде широкое распространение получил такой метод работы с учебным проектом, как Agile-технология. Этот метод положительно себя зарекомендовал как весьма результативный, но при этом возникает проблема выбора способов его внедрения в учебный процесс учебного заведения. Однозначного решения этой проблемы не содержится ни в российских, ни в зарубежных изданиях. Целью исследования было определить особенности применения Agile-методологии управления проектами в процессе внедрения проектного метода обучения в подготовке студентов. Agile-методология, применяемая в управлении проектами, способствует созданию комфортных условий для учебной и исследовательской работы сотрудников и студентов вуза, обеспечивает возможность индивидуализировать обучение. При рассмотрении образования как процесса по достижению заданного результата возникает проблема управления совокупностью процессов. Исходя из требований к новой роли преподавателя, учителя, возникает необходимость рассмотреть учебную деятельность сквозь призму управленческих технологий и внедрения подходов проектного управления и систем менеджмента качества. Основной метод исследования – аналитико-информационный, с помощью которого были изучены собранные материалы. Также применены методы исследования, применяемые в менеджменте: бенчмаркинг; бережливое производство (Lean); управление качеством (TQM); методология управления проектами (PMBOK). При внедрении данной методологии в обучение ответственность за формирование индивидуального набора компетенций частично или полностью передается от преподавателя студенту. Рассмотрение образовательных технологий сквозь призму требований будущих работодателей позволит избежать ряда управленческих ошибок и сделать процесс применения проектного метода более эффективным. Проблема внедрения Agile-методологии, отработанной в иной сфере человеческой деятельности, может быть решена при описании способа ее применения и внедрения в учебном процессе, что и было сделано в материалах данной статьи. Фактически описан алгоритм использования методологии в образовательных организациях, обозначается возможность применения методов иных наук в педагогическом процессе. Материалы статьи адресованы преподавателям, методистам и административным работникам системы профессионального образования, дополнительного образования, заинтересованным в применении новшеств в организации учебного процесса, и рационализации, и индивидуализации профессиональной подготовки будущих специалистов. Раскрыта возможность внедрения теории и практики применения педагогических технологий в повседневную практику образования.
Ключевые слова: эджейл; образовательный процесс; организация образовательного процесса; студенты; высшие учебные заведения; метод проектов; проектная деятельность; этапы проектной деятельности; управление проектами; разнообразие проектов
Abstract: There is an increased interest in project training in the vocational education system, which allows better and more targeted training of future specialists, and to acquire professionally significant competencies for the organization of project management following the requirements of the employer. A graduate should possess not only fundamental knowledge in the field of study but also many personal qualities, the most demanded of which are: creativity, adaptability, critical thinking, consistency of aim, professional growth ability that formed in the process of project training. Agile technology is widespread in the scientific and educational spheres. This technology recommended itself positively but at the same time the problem of how to integrate the technology in the teaching process of educational organization. There is no univocal way of solving this problem in Russian and foreign literature. The aim of the research is to determine the features of the Agile methodology of project management application in the process of implementing the project method of teaching in student’s training. The Agile methodology used in project management helps to create comfortable conditions for training and research work of university employees and students and provides an opportunity to individualize training. Whereas one to accept the education as a process of the goal achieving one will resolve the problem of the aggregate of the processes management. Due to the new requirements to the roles of the teacher and the lecturer the necessity of revealing the teaching activity through the prism of management technologies and integration the project management approaches and system of the quality management appeared. The main method of the research is informational analytics. The management research methods, such as Benchmarking, Lean Manufacturing, Total Quality Management, and Project Management Body of Knowledge were also used. The implementation of this methodology into training provides to transfer the responsibility for the formation of an individual set of competencies from the teacher to the students partially or fully. The study of educational technologies through the prism of the future employers' requirements will help to avoid a number of managerial mistakes and make the process of applying the project method more efficient. The problem of the Agile implementation that was resolved and approved in other spheres of human activities could be resolved through the description and implementation of Agile methodology in the educational process, that was done in the article. Actually, the algorithm of applying the methodology in educational organizations was described and the possibility of the usage of methods of other sciences in educational processes was denoted. The materials of the article addressed to teachers, methodologists and administrative workers of the vocational education system, additional education who are interested in applying innovations in the organization of the educational process and its rationalization, and individualization of professional training of future specialists. The possibility of the addition of the theory and practice of applying pedagogical technologies in the everyday practice of teaching was revealed.
Key words: agile; educational process; organization of the educational process; students; higher educational institutions; project method; project activity; stages of project activity; project management; variety of projects

Для цитирования:

Томильцев, А. В. Применение Agile-методологии управления проектами для организации обучения студентов / А. В. Томильцев. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №1. – С. 86-93. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_10.

For citation

Tomiltsev, A. V. (2022). The Use of Agile Methodology for the Project Management of Organization of Students Training // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №1. – P. 86-93. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_10.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.