Рубрика: СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_01
Аннотация: Статья представляет собой обзор научных публикаций, размещенных на платформе научной электронной библиотеки eLibrary в 2021 г. и посвященных проблемам онлайн-образования в сфере преподавания русского языка как иностранного (РКИ). Необходимость обзора обусловлена развитием теории и методики дистанционного образования, выделением в отдельное направление методики дистанционного обучения. Автор называет этапы развития дистанционного обучения: 1) этап онлайн-обучения как «инновационной пробы»; 2) этап первого массового опыта; 3) этап осознания потенциала и специфики онлайн-образования. 2021 г. признается началом очередного этапа развития теории и методики дистанционного обучения РКИ. В статье рассматриваются различные подходы к обсуждению в научном дискурсе проблем языкового образования инофонов в новых рамках, сопоставляются мнения авторов научных публикаций. Целью обзора является систематизация научного дискурса, формирующегося вокруг проблем преподавания РКИ в дистанционном формате. Публикации обозначенного периода систематизируются по направлениям: I. Анализ перехода на дистанционное обучение в ракурсе научных концепций; II. Экспертная оценка дистанционного обучения; III. Презентации курсов РКИ и проектов лингводидактического содержания, размещенных в онлайн-пространстве; IV. Каталогизация программных средств и цифровых инструментов онлайн-обучения; V. Анализ дидактических средств онлайн-обучения; VI. Описание форм, методов и приемов онлайн-обучения. Отмечено, что при дидактическом обобщении авторы работ в основном фокусируют внимание на периодизации развития программных технологий в интернет-обучении, на метаязыке описания объекта, на месте онлайн-обучения в современной педагогической системе. Особое внимание уделяется педагогическому дизайну онлайн-курсов, технологиям «blended learning» и «edutainment». В обзоре обобщаются достоинства и недостатки, представленные в экспертных оценках авторов научных статей. Материал обзора можно использовать в практике преподавания учебного курса «Технологии дистанционного обучения русскому языку как иностранному».
Ключевые слова: русский язык как иностранный; методика преподавания русского языка; РКИ; дистанционное обучение; дистанционные образовательные технологии; информационно-коммуникационные технологии; информатизация образования; информационная образовательная среда; онлайн-образование; смешанное обучение; асинхронное обучение; цифровые технологии; электронные образовательные ресурсы; методы обучения
Abstract: The article is a review of scientific publications published on the platform of the scientific electronic library “eLibrary” in 2021 and devoted to the problems of online education in the field of teaching Russian as a foreign language. The need for the review is due to the development of the theory and methodology of distance education, the allocation of distance learning methods in a separate direction. The author identifies stages of the development of distance learning of Russian as a foreign language: 1) the stage of online learning as an “innovative test”; 2) the stage of the first mass experience; 3) the stage of awareness of the potential and specifics of online education. 2021 is recognized as the beginning of the next stage of the development of the theory and methodology of distance learning of Russian as a foreign language. The article analyzes various approaches to the discussion of the problems of foreign language education in the scientific discourse in a new framework, compares the opinions of the authors of scientific publications. The purpose of the review is to systematize the scientific discourse that is being formed around the problems of teaching Russian as a foreign language in a distance format. Publications of the designated period are systematized in directions: I. Analysis of the transition to distance learning from the perspective of scientific concepts; II. Expert evaluation of distance learning; III. Presentations of RFL courses and projects of linguodidactic content posted in the online space; IV. Cataloging of software tools and digital tools for online learning; V. Analysis of didactic means of online learning; VI. Description of forms, methods and techniques of online learning. It is noted that with didactic generalization, the authors of the works mainly focus on the periodization of the development of software technologies in Internet learning, on the metalanguage of object description, on the place of online learning in the modern pedagogical system. Special attention is paid to the pedagogical design of online courses, “blended learning” and “edutainment” technologies. The review summarizes the advantages and disadvantages presented in the expert assessments of the authors of scientific articles. The review material can be used in the practice of teaching the course “Technologies of distance learning of Russian as a foreign language”.
Key words: Russian as a foreign language; methods of teaching the Russian language; RFL; distance learning; distance educational technologies; information and communication technologies; informatization of education; information educational environment; online education; blended learning; asynchronous learning; digital technologies; electronic educational resources; teaching methods

Для цитирования:

Марьянчик, В. А. Русский язык как иностранный в рамках онлайн-образования: подходы и мнения (по материалам научных публикаций за 2021 год) / В. А. Марьянчик, Л. В. Попова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №1. – С. 8-19. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_01.

For citation

Maryanchik, V. A., Popova, L. V. (2022). Russian as a Foreign Language in the Framework of Online Education: Approaches and Opinions (Based on Scientific Publications of 2021) // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №1. – P. 8-19. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_01.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.