Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_02
Аннотация: Статья посвящена осмыслению проблемы глобальной цифровизации применительно к области дошкольной педагогики. Авторы считают, что с начала XX века в осмыслении данной проблемы преобладает аспектный подход, акцентирующий отдельные стороны или грани изучаемого явления, но не исследующий анализируемый объект в целостности, в совокупности. Это прослеживается в отечественных и зарубежных публикациях, где описывались отдельные составляющие данного процесса: интерактивное оборудование для детских садов, эффекты от применения планшетов, сенсорных экранов в работе с детьми дошкольного возраста и пр. К концу второго десятилетия появляются исследования и, соответственно, публикации, в которых обозначаются риски применения гаджетов в организации досуга и познавательной деятельности дошкольников. В итоге это привело к запрещающему подходу, в результате которого использование гаджетов в работе с детьми 5–6 лет в детском саду ограничено двадцатью минутами в неделю. Данная ситуация порождает у педагогов дошкольного образования дисбаланс в понимании своей роли как адептов подготовки подрастающего поколения к будущей жизни в обществе. Как показал опрос педагогов детского сада, давление, оказываемое нормативными предписаниями, и отрицательная коннотация общественного мнения в данном вопросе акцентируют внимание на рисках применения цифровых гаджетов в дошкольном возрасте, а не на развивающих возможностях в познавательной, речевой, социально-коммуникативной, художественно-эстетической областях развития ребенка. Это свидетельствует о соответствующей лакуне в профессиональной квалификации педагогов, а также о недостаточной проработанности этого сегмента для детей в практике геймификации (особенно отечественной). Очевидно, что это проблема комплексная, и решать ее нужно также комплексно: на концептуальном, методическом, программном, техническом, квалификационном, просвещенческом и др. уровнях. Но прежде всего необходимо осознать риски аспектного подхода в решении данной проблемы, учитывая как мировые, так и отечественные драйверы цивилизационного развития.
Ключевые слова: цифровая реальность; цифровые технологии; гаджеты; дошкольники; риски применения гаджетов; работа с детьми; педагоги; дошкольные образовательные организации; досуговая деятельность; познавательная деятельность; аспектный подход
Abstract: The article is devoted to understanding the problem of global digitalization in relation to the field of preschool pedagogy. The authors believe that since the beginning of the 20th century, the aspect approach has dominated the understanding of this problem, emphasizing certain aspects or facets of the phenomenon under study, but not exploring the analyzed object in its entirety, in the aggregate. This can be seen in domestic and foreign publications, which described the individual components of this process: interactive equipment for kindergartens, the effects of using tablets, touch screens in working with preschool children, etc. By the end of the second decade, there are studies and, accordingly, publications that indicate the risks of using gadgets in the organization of leisure and cognitive activities of preschoolers. As a result, this led to a prohibitive approach, as a result of which the use of gadgets in work with children 5–6 years old in kindergarten is limited to twenty minutes a week. This situation gives preschool teachers an imbalance in understanding their role as adepts in preparing the younger generation for a future life in society. As a survey of kindergarten teachers showed, the pressure exerted by regulatory requirements and the negative connotation of public opinion in this matter focuses on the risks of using digital gadgets at preschool age, and not on developing opportunities in the cognitive, speech, socio-communicative, artistic and aesthetic fields. child development. This indicates a corresponding gap in the professional qualifications of teachers, as well as insufficient development of this segment for children in the practice of gamification (especially domestic). It is obvious that this is a complex problem, and it must also be solved in a comprehensive manner: at the conceptual, methodological, programmatic, technical, qualification, educational, and other levels. But first of all, it is necessary to realize the risks of the aspect approach in solving this problem, taking into account both global and domestic drivers of civilizational development.
Key words: digital reality; digital technologies; gadgets; preschoolers; risks of using gadgets; work with children; teachers; preschool educational organizations; leisure activities; cognitive activity; aspect approach

Для цитирования:

Коротаева, Е. В. Цифровые девайсы для дошкольного возраста: аспектный подход / Е. В. Коротаева, Ю. Е. Водяха. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №1. – С. 20-26. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_02.

For citation

Korotaeva, E. V., Vodyakha, Yu. E. (2022). Digital Devices for Preschool Age: Aspect Approach // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №1. – P. 20-26. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_02.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.