Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_15
Аннотация: В статье рассматриваются особенности восприятия студентами стресс-факторов реальной и виртуальной городской среды (на примере г. Екатеринбурга), а также осуществляется поиск взаимосвязи общих оценок стрессогенности города с личностными характеристиками обучающихся. Описывается специфика феномена городского стресса с указанием на наличие у современного мегаполиса стресс-факторов не только в его реальной среде, но и в виртуальном пространстве. При этом виртуальная среда города рассматривается как своеобразная репрезентация мегаполиса в сети Интернет, что обуславливает восприятие и отношение к нему жителей и пользователей. Эмпирическая проверка предположения о наличии у обучающихся восприимчивости к определенным группам стресс-факторов, а также ее взаимосвязи с личностными особенностями осуществлялась посредством констатирующего эксперимента, в котором приняли участие 572 студента (обучающихся вузов и колледжей города Екатеринбурга), из них 322 респондента женского пола, 250 – мужского пола. Средний возраст опрошенных составил 18,56 лет. Сбор данных выполнен с помощью авторской анкеты, разработанной для изучения восприятия студентами стресс-факторов реальной (61 фактор) и виртуальной (34 фактора) городской среды, а также методики диагностики личностных свойств на основе модели Эштона и Ли (методика HEXACO). Данные были обработаны методами математико-статистического анализа (дескриптивная статистика, двухэтапный кластерный анализ, регрессионный анализ). Полученные результаты обнаружили восприимчивость студентов к определенным группам стресс-факторов городской среды. Так, для студентов значимыми раздражителями в реальном пространстве мегаполиса являются факторы, связанные с угрозой личной безопасности, несовершенством транспортной системы и эколого-климатическими проблемами большого города. В виртуальной среде также остро воспринимаются риски несанкционированного использования персональных данных, недостоверность информации и ее избыток. Общие оценки стрессогенности городской среды обнаружили свою обусловленность личностными особенностями только в группах студентов, которые наименее и наиболее остро реагируют на стресс-факторы мегаполиса. Так, подтвердилось влияние эмоциональности личности и экстравертированности, выявлена амбивалентная связь альтруизма, который может как усугублять реакцию личности на стресс-факторы, так и выступать в качестве своеобразного ресурса, позволяющего адаптироваться к неблагоприятным факторам.
Ключевые слова: стресс-факторы; стрессы; стрессовые состояния; города; городская среда; виртуальная среда города; личностные предикторы; студенты; личность студента; психология студентов
Abstract: The article examines the peculiarities of students’ perception of stress factors of the real and virtual urban environment (for example, the city of Ekaterinburg), and searches for the relationship between general assessments of the stressfulness of the city and the personal characteristics of students. The specificity of the phenomenon of urban stress is described, indicating that a modern metropolis has stress factors not only in its real environment, but also in the virtual space. At the same time, the virtual environment of the city is considered as a kind of representation of the megalopolis on the Internet, which determines the perception and attitude of residents and users towards it. Empirical verification of the assumption that students have susceptibility to certain groups of stress factors, as well as its relationship with personality traits, was carried out through an ascertaining experiment, in which 572 students enrolled in universities and colleges in the city of Yekaterinburg took part, of which 322 were female respondents, 250 – male. The average age of the respondents was 18,56 years. Data collection was carried out using the author’s questionnaire, developed to study the perception of stress factors by students of the real (61 factors) and virtual (34 factors) of the urban environment, as well as a method for diagnosing personality traits based on the Ashton and Lee model (HEXACO method). The data were processed by methods of mathematical and statistical analysis (descriptive statistics, two-stage cluster analysis, regression analysis). The results obtained revealed the susceptibility of students to certain groups of stress factors in the urban environment. So, for students, significant irritants in the real space of a megalopolis are factors associated with a threat to personal safety, imperfection of the transport system and environmental and climatic problems of a big city. In a virtual environment, the risks of unauthorized use of personal data, inaccuracy of information and its excess are also acutely perceived. General assessments of the stressfulness of the urban environment revealed their dependence on personality traits only in the groups of students who react least and most sharply to the stress factors of the metropolis. Thus, the influence of personality emotionality and extroversion was confirmed, the ambivalent relationship of altruism was revealed, which both can aggravate the personality’s response to stress factors, and act as a kind of resource that allows one to adapt to unfavorable factors.
Key words: stress factors; stress; stressful conditions; cities; urban environment; virtual environment of the city; personality predictors; students; the identity of the student; student psychology

Для цитирования:

Воробьева, И. В. Личностные предикторы студентов в восприятии стресс-факторов реальной и виртуальной городской среды / И. В. Воробьева, Н. Е. Жданова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №1. – С. 129-136. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_15.

For citation

Vorobyeva, I. V., Zhdanova, N. E. (2022). Personal Student Predictors in Perception of Stress Factors of the Real and Virtual Urban Environment // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №1. – P. 129-136. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_15.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.