Архив журнала
Формирование компонентов критического мышления студентов горного вуза на основе интеграции математики и специальных дисциплин горного дела и геологии
- 616
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В современном обществе для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, мало после завершения университета уметь вычислять производные функции одной и нескольких переменных, владеть разнообразными методами интегрирования, уметь находить решение различных по типу (непосредственно заданных) дифференциальных уравнений. Нужно обладать способностями строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; создавать аналогии, обобщения; соотносить математические понятия с понятиями из предметной области, то есть иметь высокий уровень сформированности критического мышления, которое включает в себя: всесторонний анализ ситуации; выдвижение гипотез и их проверку; всестороннюю оценку последствий возможных решений; оценочно-рефлексивную деятельность; привлечение субъектного опыта. Все это возможно, если студентам уже на начальном этапе получения образования показывать его практическую, профессиональную направленность с помощью интеграции математики и специальных дисциплин горного дела и геологии. Для этого автором выделены компоненты критического мышления (конгитивно-информационный, мотивационно-потребностный, поисково-деятельностный, рефлексивно-оценочный), определен метод – математическое моделирование, способ формирования – прикладные задачи горно-геологического профиля, которые позволяют осуществить связь между математикой и специальными дисциплинами горного дела и геологии. Выделены этапы формирования компонентов критического мышления. Показано, каким образом происходит формирование каждого компонента критического мышления будущих горных инженеров и инженеров-геологов при обучении математике на выделенных этапах. Приведен пример организации процесса обучения математике, способствующий формированию компонентов критического мышления будущих горных инженеров и инженеров-геологов с применением прикладных задач горно-геологического профиля в соответствии с введенными этапами при изучении темы «Основные понятия дифференциальных уравнений. Дифференциальные уравнения первого порядка». Определены способы диагностики каждого компонента критического мышления. Подтверждена эффективность предложенной методики на основе результатов проведенного педагогического эксперимента.
Ключевые слова: критическое мышление; междисциплинарная интеграция; горные вузы; математическое моделирование; дифференциальные уравнения; геология; студенты
Abstract: In modern society, in order to be competitive in the labor market, it is not enough after graduating from university to be able to calculate derivative functions of one and several variables, to use various integration methods, to be able to find solutions to differential equations of various types (directly given). You need to have the ability to build logical reasoning; establish causal relationships; create analogies, generalizations; correlate mathematical concepts with concepts from the subject area, that is, have a high level of critical thinking, which includes: a comprehensive analysis of the situation; putting forward hypotheses and testing them; a comprehensive assessment of the consequences of possible decisions; evaluative-reflexive activity; attraction of subjective experience. All this is possible if, at the initial stage of education, students are shown its practical, professional orientation by integrating mathematics and special disciplines of mining and geology. For this, the author singles out the components of critical thinking (cognitive-informational, motivational-need, search-activity, reflective-evaluative), the method is defined – mathematical modeling, the method of formation – applied problems of the mining and geological profile, which allow the implementation – to establish a connection between mathematics and special disciplines of mining and geology. The stages of formation of the components of critical thinking are singled out. It is shown how each component of the critical thinking of future mining engineers and engineers-geologists is formed when teaching mathematics at the selected stages. An example of the organization of the process of teaching mathematics, which contributes to the formation of the components of critical thinking of future mining engineers and engineers-geologists, using applied problems of a mining and geological profile in accordance with the introduced stages in the study of the topic “Basic concepts of differential equations. First Order Differential Equations”. Methods for diagnosing each component of critical thinking are determined. The effectiveness of the proposed methodology was confirmed on the basis of the results of the conducted pedagogical experiment.
Key words: critical thinking; interdisciplinary integration; mining universities; mathematical modeling; differential equations; geology; students