Файл статьи: 9.pdf
Аннотация: В развитии методики преподавания русского языка как иностранного (РКИ) с начала XXI в. произошел целый ряд основополагающих изменений, которые позволяют говорить о том, что эта отрасль отечественной лингводидактики вступила в новый этап своего развития. С начала XIX в. формировалась идея создания и минимизации лексического материала в учебниках учеными разных стран. Ученые опирались при отборе лексического минимума для элементарного уровня на принципы частотности, присутствия в сознании, стилистической неограниченности, сочетаемости слова, семантической ценности, словообразовательной значимости, семантических отношений слов, многозначности, строевой способности, тематический. Прослеживается формирование методологического инструментария – когнитивного моделирования, которое применяется в когнитивной лингвистике. Объектом когнитивного моделирования выступают самые разные языковые явления: этот метод активно используется в семантических исследованиях, в изучении процессов порождения и восприятия текста, при переводе и др. В завершении представлено мобильное приложение «Лингвотур», созданное для представителей иностранной молодежи, изучающей русский язык как неродной. Приложение «Лингвотур» доступно для двух операционных систем – IOS и Android, элементарно в использовании. Приложение прошло апробацию на 75 студентах КНР и показало свою эффективность в экспериментальном обучении русскому языку как иностранному на начальном уровне его освоения.
Ключевые слова: когнитивно-моделирующий подход; лексический минимум; словник; русский язык как иностранный; лексикология русского языка; методика преподавания русского языка; методика русского языка в вузе; лингводидактика; когнитивная психология; мобильные приложения; цифровизация образования; цифровые технологии; студенты
Abstract: Since the beginning of the 21st century, there have been a number of fundamental changes in the development of the methodology of teaching Russian as a foreign language, which allow us to say that this branch of domestic linguodidactics has entered a new stage in its development. The author of the article talks about how, starting from the 19th century, the idea of creating and minimizing lexical material in textbooks was formed by scientists from different countries. How was the selection of the lexical minimum for the elementary level. Scientists relied on the principles of frequency, presence in the mind, stylistic unlimitedness, word compatibility, semantic value, word-formation value, semantic relations of words, frequency, thematic principle, ambiguity, and construction ability. The author also considers the formation of methodological tools – cognitive modeling, which is used in cognitive linguistics. The object of cognitive modeling is a variety of linguistic phenomena: this method is actively used in semantic studies, in the study of the processes of generation and perception of text, in translation, etc. In conclusion, the author presents the Lingvotour mobile application created for representatives of foreign youth studying the Russian language like not native. The Lingvotour application is available for two operating systems – IOS and Android, it is elementary to use. The application was tested on 75 Chinese students and showed its effectiveness in experimental teaching of Russian as a foreign language at the initial level of its development.
Key words: cognitive modeling approach; lexical minimum; dictionary; Russian as a foreign language; lexicology of the Russian language; methods of teaching the Russian language; methodology of the Russian language at the university; linguodidactics; cognitive psychology; mobile applications; digitalization of education; digital technologies; students

Для цитирования:

Тенихина, А. С. Когнитивно-моделирующий подход к формированию лексического минимума студентов, изучающих русский язык как иностранный / А. С. Тенихина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №2 . – С. 79-84.

For citation

Tenikhina, A. S. (2022). Cognitive-Modeling Approach to Forming a Lexical Minimum of Students Learning Russian as a Foreign Language // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №2 . – P. 79-84.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.