Архив журнала
Программа психологической помощи абитуриентам на этапе выбора направления профессио-нальной подготовки
- 444
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Проблема заключается в том, что специалисты по профориентационной работе вузов не всегда учитывают важность индивидуального подхода к абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки, при реализации которого обеспечивается эффективное и грамотное психологическое сопровождение. Цель исследования – обоснование, разработка и апробация программы психологической помощи абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки. Методология: на первом этапе проведен теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения старших подростков; на втором этапе осуществлена первичная диагностика, в ходе которой установлены уровневые характеристики профессионального самоопределения старших подростков; на третьем этапе обоснована, разработана и апробирована программа психологического сопровождения абитуриентов на этапе выбора направления профессиональной подготовки. Результаты первичной уровневой характеристики профессионального самоопределения старших подростков выявили, что 49,0% детей имеют неопределенную профессиональную идентичность, 20,0% детей характеризуются кризисом выбора профессиональной деятельности, 21,0% детей имеют навязанную профессиональную идентичность, 10,0% детей характеризовались сформированной профессиональной идентичностью. Результаты апробации разработанной программы показали, что те подростки, которые характеризовались неопределенной профессиональной идентичностью и не предпринимали попыток сделать выбор своего будущего профессионального назначения, после освоения программы перешли в группу детей, которые находятся на этапе «кризиса выбора». Научная новизна состоит в том, что разработана программа психологической помощи абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки и доказана ее эффективность. Практическая и теоретическая значимость основывается на том, что программа может быть рекомендована к применению в общеобразовательных учреждениях. Заключение: задачи по разработке и апробации программы психо-логического сопровождения подростков старшего возраста на этапе выбора направления профессиональной подготовки полностью выполнены. Получены достоверные результаты. В связи с чем рекомендуем к использованию результаты работы в своей практике педагогам-психологам, специалистам, осуществляющим профессиональное развитие молодежи и занимающимся вопросами профориентации подростков.
Ключевые слова: профориентация подростков; профессиональная ориентация; профессиональное самоопределение; выбор профессии; психологическое сопровождение; профессиональная идентичность; подростки; абитуриенты; психологическая помощь; психологические программы
Abstract: The problem lies in the fact that specialists in career guidance work of universities do not always take into account the importance of an individual approach to applicants at the stage of choosing the direction of professional training, the implementation of which provides effective and competent psychological support. The purpose of the study is to substantiate, develop and test a program of psychological assistance to applicants at the stage of choosing the direction of professional training. Methodology: at the first stage, a theoretical analysis of the problem of professional self-determination of older adolescents was carried out; at the second stage, primary diagnostics was carried out, during which the level characteristics of professional self-determination of older adolescents were established; at the third stage, a program of psychological support for applicants was substantiated, developed and tested at the stage of choosing the direction of professional training. The results of the primary level characteristics of professional self-determination of older adolescents revealed that 49,0% of children have an indefinite professional identity, 20,0% of children are characterized by a crisis in choosing a professional activity, 21,0% of children have an imposed professional identity, 10,0% of children were characterized by a formed professional identity. The results of approbation of the developed program showed that those adolescents who were characterized by an indefinite professional identity and did not attempt to make a choice of their future professional destination, after mastering the program, moved into the group of children who are at the stage of “choice crisis”. The scientific novelty lies in the fact that a program of psychological assistance to applicants at the stage of choosing the direction of professional training has been developed and its effectiveness has been proven. Practical and theoretical significance is based on the fact that the program can be recommended for use in educational institutions. Conclusion: the tasks of developing and testing a program of psychological support for older adolescents at the stage of choosing the direction of vocational training have been fully completed. Reliable results obtained. In this connection, we recommend that the results of the work in their practice be used by educational psychologists, specialists who carry out the professional development of young people and deal with is-sues of vocational guidance for adolescents.
Key words: vocational guidance for adolescents; professional orientation; professional self-determination; choice of profession; psychological support; professional identity; teenagers; applicants; psychological help; psychological programs
Для цитирования:
Лозгачева, О. В. Программа психологической помощи абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки / О. В. Лозгачева, О. С. Чеченихина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №2 . – С. 122-130.
For citation
Lozgacheva, O. V., Chechenikhina, O. S. (2022). Psychological Assistance Program for Applicants at the Stage of Selecting the Direction of Professional Training // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №2 . – P. 122-130.