Файл статьи: PDF
Аннотация: Умение распознавать собственные эмоции и эмоции окружающих, способность управлять ими, проявлять эмпатию входят как составляющие в понятие эмоционального интеллекта человека, а его развитие является залогом успешной профессионализации выпускника вуза. Авторы статьи предположили, что существует специфика развития эмоционального интеллекта студентов в зависимости от их профессиональной направленности. Исследование выполнено на выборке 181 студента вузов Екатеринбурга (Уральского государственного педагогического университета и Уральского государственного медицинского университета). В качестве диагностических средств выступили: опросник ЭмИн Д. Люсина, методика Н. Холла оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ). Исследование проводилось с использованием Google-формы. Математическая обработка данных была проведена при помощи критериев χ2-Пирсона, -Колмогорова-Смирнова и t-критерия Стьюдента на достоверность различий для сравнения двух независимых выборок, с использованием программы STATISTICA 10.0. В результате исследования были установлены статистически достоверные различия по ряду шкал диагностических методик. У студентов-медиков выявлен более высокий уровень развития межличностного эмоционального интеллекта, а у студентов-педагогов более высокое развитие внутреннего эмоционального интеллекта, связанного с проявлением собственных эмоций. На основании полученных результатов могут быть сформулированы психологические направления работы со студентами по развитию у будущих специалистов эмоционального интеллекта, эмпатии и рефлексии.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект; эмоциональная сфера; эмоциональные состояния; мягкие навыки; эффективное взаимодействие; студенты; профессиональная деятельность
Abstract: The ability to recognize one’s own emotions and the emotions of others, the ability to manage them, to show empathy, are included, as components, in the concept of human emotional intelligence, and its development is the key to successful professionalization of a university graduate. The authors of the article suggested that there is a specificity in the development of students’ emotional intelligence, de-pending on their professional orientation. The study was performed on a sample of 181 students of uni-versities in Ekaterinburg (Ural State Pedagogical University and Ural State Medical University). The following diagnostic tools were used: the EmIn questionnaire by D. Lyusin, the N. Hall method for as-sessing “emotional intelligence” (EQ questionnaire). The study was conducted using a google form. Mathematical data processing was carried out using the χ2-Pearson, -Kolmogorov-Smirnov and Student’s t-tests for the significance of differences to compare two independent samples using the STATISTICA 10.0 program. As a result of the study, statistically significant differences were established on a number of scales of diagnostic methods. Medical students have a higher level of development of interpersonal emotional intelligence, and teacher students have a higher development of internal emotional intelligence associated with the manifestation of their own emotions. On the basis of the results obtained, psychological directions of work with students on the development of future specialists in emotional intelligence, empathy and reflection can be formulated.
Key words: emotional intelligence; emotional sphere; emotional states; soft skills; effective interaction; students; professional activity

Для цитирования:

Панькова, А. М. Исследование специфики эмоционального интеллекта студентов вузов разных направлений подготовки как условие эффективного взаимодействия в профессиональной деятельности / А. М. Панькова, Р. А. Валиев, Л. А. Максимова, В. Г. Каримова, М. С. Асташов. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №2 . – С. 131-140.

For citation

Pan’kova, A. M., Valiev, R. A., Maksimova, L. A., Karimova, V. G., Astashov, M. S. (2022). Research of the Specificity of Emotional Intelligence of University Students of Different Directions of Preparation as a Condition of Effective Interaction in Professional Activities // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №2 . – P. 131-140.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.