Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме социологического поиска теоретических и эмпирических оснований изучения духовности личности в условиях нарастающего фактора цифровизации культуры. Предмет исследования заключается в изучении истоков духовности личности с точки зрения классических оснований и в связи с антропологическим поворотом в социальной науке. Цель исследования сводится к изучению вопроса источников духовных ценностей молодежи, моделированию вариаций духовности в современных реалиях взросления. Методы исследования: теоретический анализ понятия «духовность» в социологической теории, анализ результатов отечественных исследований, посвященных ценностям молодежи. Теоретической основой исследования выступают интерпретативная социология, теории социального конструктивизма, социальная мысль русских философов XIX века. Молодежь в настоящее время живет в неопределенных, изменчивых условиях. Непрерывный прогресс в сфере информационных технологий, глобальные изменения привели к тому, что традиционные ценности, национальная культура стали теряться в условиях массовой системы социокультурных образцов поведения и мышления. Открытое общество и неолиберальный взгляд государства на социализацию молодого поколения повлияли на полифонию ценностного набора. Важно также понимать, что традиционные практики духовного воспитания, такие как, например, труд, поучение, уступают место мировоззренческим, ментальным – просмотрам фильмов, интернет-контента, общению в социальных сетях, прослушиванию музыки и пр. Данные практики нуждаются в изучении в контексте ценностной нагрузки на индивидуальное сознание и ее оценки молодежью. Результаты исследования: предложены модели изучения духовности современной студенческой молодежи. Определена стратегия эмпирического изучения проблемы влияния цифрового мира на духовность молодежи. Обозначен вопрос о необходимости выработки современного междисциплинарного подхода в прикладном изучении духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Педагогам, работающим с современными детьми и молодежью, становится весьма сложно выстроить систему воспитательных и образовательных действий адекватно изменяющимся условиям. Одной из главных причин является конфликтность между ценностными системами разных институтов (к примеру, семьи и школы). В связи с этим и в условиях неопределенности общественных процессов у учителей возникают сложности в определении тактик работы с современным молодым поколением. Социологический подход к изучению ценностной проблематики молодежи позволяет сделать актуальные выводы, выстроить рекомендации по взаимодействию педагогов с молодежью.
Ключевые слова: молодежь; система ценностей; ценностные ориентации; духовность; модели духовности; духовные ценности; социализация молодежи; цифровой мир; мораль; индивидуалистическое сознание
Abstract: The article is devoted to the problem of sociological search for theoretical and empirical grounds for studying the spirituality of a person in the context of the growing factor of digitalization of culture. The subject of the study is to study the origins of the spirituality of the individual from the point of view of classical foundations and in connection with the anthropological turn in social science. The purpose of the study is to study the issue of the sources of spiritual values of youth, modeling the variations of spirituality in the modern realities of growing up. Research methods: theoretical analysis of the concept of “spirituality” in sociological theory, analysis of the results of domestic research on the values of youth. The theoretical basis of the study is interpretive sociology, theories of social constructivism, the social thought of Russian philosophers of the 19th century. Young people currently live in uncertain, changing conditions. Continuous progress in the field of information technology, global changes have led to the fact that traditional values, national culture began to be lost in the conditions of a mass system of sociocultural patterns of behavior and thinking. The open society and the state's neoliberal view of the socialization of the younger generation have influenced the polyphony of the set of values. It is also important to understand that traditional practices of spiritual education, such as, for example, work, teaching, are giving way to ideological, mental ones – watching movies, Internet content, communicating on social networks, listening to music, etc. These practices need to be studied in the context of the value load on the individual consciousness and its assessment by young people. Research results: models for studying the spirituality of modern student youth are proposed. The strategy of empirical study of the problem of the influence of the digital world on the spirituality of youth is determined. The question of the need to develop a modern interdisciplinary approach in the applied study of the spiritual and moral values of the younger generation is outlined. It becomes very difficult for teachers working with modern children and youth to build a system of upbringing and educational actions adequately to changing conditions. One of the main reasons is the conflict between the value systems of different institutions (for example, families and schools). In this re-gard, and in the context of the uncertainty of social processes, teachers have difficulties in determining tactics for working with the modern young generation. A sociological approach to the study of the value problems of young people allows us to draw relevant conclusions, build recommendations on the interaction of teachers with young people.
Key words: youth; system of values; value orientations; spirituality; models of spirituality; spiritual values; socialization of youth; digital world; morality; individualistic consciousness

Для цитирования:

Шихова, О. Н. Модели духовности современной молодежи / О. Н. Шихова, Е. В. Прямикова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №4. – С. 179-186.

For citation

Shikhova, O. N., Pryamikova, E. V. (2022). Models of Spirituality of Modern Youth: A “Sensitive” Approach to Learning // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №4. – P. 179-186.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.