Файл статьи: 6.pdf
Аннотация: В статье поставлена проблема необходимости формирования навыка учета видо-временной соотнесенности глагольных форм в потоке речи учащихся основной школы в связи с достаточно большим числом ошибок, которые наблюдаются в классных сочинениях и изложениях, в сочинениях выпускников. Цель исследования – дать анализ лингвистических основ изучения временных форм глагола в основной школе, представить конкретные технологии организации работы с учащимися. Используя метод анализа методических работ, а также анализ материалов трех учебно-методических комплексов, автор приходит к выводу о необходимости использования инновационных технологий в работе над грамматической категорией времени. Среди важных результатов можно назвать следующие: в статье описывается система работы, которую необходимо организовать с учащимися для более успешного овладения грамматической категорией времени. Рассматриваются наиболее эффективные методические приемы и упражнения по обучению употребления временных форм русского глагола. Научная новизна исследования заключается в выявлении новых направлений исследования категории времени глагола (функционально-грамматического, функционально-семантического, семиотического, когнитивного и др.). Теоретическая значимость работы состоит в выделении четких критериев, которые помогут учащимся верно определять время глагола, а также в описании видов работ, которые выстраиваются в методическую систему. Практическая значимость исследования заключается в разработке системы по постепенному углублению представления о категории времени и развитию навыка использования глаголов во всех временных формах. Результаты данной работы могут быть использованы учителями при подготовке методических материалов к урокам русского языка, посвященных изучению времен глагола.
Ключевые слова: грамматические категории; категория времени; видо-временные соотнесенности; абсолютное время; относительное время; переносное значение времени; учебно-методические комплексы; русский язык; методика преподавания русского языка; методика русского языка в школе; школьники
Abstract: The article raises the problem of the need to form the skill of taking into account the type-time correlation of verb forms in the speech flow of primary school students due to a sufficiently large number of errors that are observed in class essays and expositions, in the essays of graduates. The purpose of the study is to analyze the linguistic foundations of the study of the tense forms of the verb in primary school, to present specific technologies for organizing work with students. Using the method of analysis of methodological works, as well as the analysis of materials of three educational and methodical complexes, the author comes to the conclusion that it is necessary to use innovative technologies in working on the grammatical category of time. Among the important results are the following: the article describes the system of work that needs to be organized with students for more successful mastery of the grammatical category of time. The most effective methodological techniques and exercises for teaching the use of the tense forms of the Russian verb are considered. The scientific novelty of the research consists in identifying new directions of research of the verb tense category (functional-grammatical, functional-semantic, semiotic, cognitive, etc.). The theoretical significance of the work consists in identifying clear criteria that will help students correctly determine the tense of the verb, as well as in de-scribing the types of work that are built into a methodological system. The practical significance of the research lies in the development of a system for gradually deepening the understanding of the category of time and the development of the skill of using verbs in all tenses. The results of this work can be used by teachers in the preparation of methodological materials for Russian language lessons devoted to the study of verb tenses.
Key words: grammatical categories; time category; species-temporal correlations; absolute time; relative time; figurative meaning of time; educational and methodical complexes; Russian language; methods of teaching the Russian language; methodology of the Russian language at school; pupils

Для цитирования:

Харлова, Н. М. Особенности изучения грамматической категории времени в средней школе / Н. М. Харлова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №4. – С. 46-56.

For citation

Kharlova, N. M. (2022). Features of Studying the Grammatical Category of Time in High School // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №4. – P. 46-56.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.