Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Действенное формирование и совершенствование «мягких» навыков (soft skills) XXI века стало в настоящее время, когда существенно ускорились темпы обновления общественного знания и социальной инфраструктуры, ключевой задачей системы образования на всех уровнях. Способствовать решению этой задачи призваны, в частности, обновленные ФГОС школьного образования. К числу таких навыков относятся устойчивые исследовательские умения выпускников. Именно развитые исследовательские умения позволят нынешнему выпускнику быть эффективным и самодостаточным гражданином общества в условиях будущих вызовов и неопределенности. Несомненно, правильное формирование исследовательских умений обучающихся в ходе предметной учебной исследовательской и проектной деятельности может эффективно происходить лишь под руководством опытного научного руководителя – учителя-предметника, который, во-первых, сам в полной мере обладает исследовательскими умениями и, во-вторых, способен формировать и развивать их у своих учеников. Таким образом, решение задачи массового формирования исследовательских умений обучающихся с необходимостью должно быть предварено решением задачи формирования устойчивых исследовательских умений у педагогов – выпускников системы педагогического образования. В статье обобщен объемный опыт практической работы авторов по поэтапному систематическому формированию исследовательских умений студентов Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ), преимущественно обучающихся по направлению подготовки «44.03.05 – Педагогическое образование. Математика и информатика», при выполнении комплекса уровневых лабораторных работ по математике (ЛРМ) в рамках образовательной программы, реализуемой на базе кафедры высшей математики и методики обучения математике Института математики, физики, информатики и технологий УрГПУ. Сформулированы принятые авторами принципы (принцип целесообразного использования ИКТ в процессе учебно-исследовательской деятельности; принцип поэтапного развития исследовательских умений; принцип оптимального использования ЛРМ в процессе обучения математике; принцип связи учебных исследований по математике с исследованием реальных процессов и объектов), описаны этапы (проблемно-поисковый и эвристический) формирования исследовательских умений студентов при выполнении разноуровневых лабораторных работ, представлены свидетельства результативности реализованного подхода. Выделяющей особенностью созданных лабораторных работ по математике является их адаптивность: в зависимости от уровня подготовленности исполнителей они могут быть адаптированы, при сохранении содержательного ядра, к выполнению на самых различных образовательных уровнях – от уровня основной общей школы до уровня магистратуры и аспирантуры. В первом случае подразумевается, что молодой педагог будет успешно использовать освоенный в университете подход к обучению школьников и формированию их исследовательских умений. Во втором случае подразумевается, что исполнитель, освоивший подход, станет способен сам создавать и внедрять новые работы. О результативности авторского подхода свидетельствуют экспертно оцениваемые документальные студенческие отчеты по лабораторным работам, защищенные курсовые работы, успешные студенческие конкурсные проекты и множество публикаций с участием студентов.
Ключевые слова: исследовательские умения; лабораторные работы; исследовательская деятельность; студенты; математика; методика преподавания математики; методика математики в вузе
Abstract: The effective formation and improvement of soft skills of the 21st century has become at the present time, when the pace of renewal of public knowledge and social infrastructure has significantly accelerated, a key task of the education system at all levels. In particular, the updated FSES of school education are called upon to contribute to the solution of this problem. These skills include the sustainable research skills of graduates. It is the developed research skills that will allow the current graduate to be an effective and self-sufficient citizen of society in the face of future challenges and uncertainty. Undoubtedly, the correct formation of the research skills of students in the course of subject educational research and project activities can be effectively carried out only under the guidance of an experienced scientific supervisor – a subject teacher, who, firstly, himself fully possesses research skills and, second-ly, is able to form and develop them with your students. Thus, the solution of the problem of mass for-mation of research skills of students must necessarily be preceded by the solution of the problem of formation of sustainable research skills among teachers – graduates of the pedagogical education system. The article summarizes the volumetric experience of the authors’ practical work on the stage-by-stage systematic formation of research skills of Ural State Pedagogical University students, mainly studying in the direction of training “44.03.05 – Pedagogical education. Mathematics and Informatics” when performing a complex of level laboratory work in mathematics as part of an educational program implemented on the basis of the Department of Higher Mathematics and Methods of Teaching Mathematics of the Institute of Mathematics, Physics, Informatics and Technologies of the Ural State Pedagogical University. The principles adopted by the authors are formulated (the principle of the expedient use of information technologies in the process of educational and research activities; the principle of gradual development of research skills; the principle of optimal use of laboratory work in mathematics in the process of teaching mathematics; the principle of the connection of educational research in mathematics with the study of real processes and objects), the stages (problem-search and heuristic) of the formation of students’ research skills when performing multi-level laboratory work, evidence of the effectiveness of the implemented approach is presented. A distinguishing feature of the created laboratory works in mathematics is their adaptability: depending on the level of preparedness of the performers, they can be adapted, while maintaining the core of content, to be performed at a variety of educational levels – from the level of the basic general school to the level of master’s and postgraduate studies. In the first case, it is assumed that the young teacher will successfully use the approach mastered at the university to teaching schoolchildren and the formation of their research skills. In the second case, it is assumed that the performer who has mastered the approach will be able to create and implement new works on his own. The effectiveness of the author’s approach is evidenced by expertly assessed student documentary reports on laboratory work, defended term papers, successful student competition projects and many publications with the participation of students.
Key words: research skills; laboratory works; research activities; students; maths; methods of teaching mathematics; methodology of mathematics at the university

Для цитирования:

Аксенова, О. В. Принципы и этапы формирования исследовательских умений студентов при выполнении лабораторных работ по математике / О. В. Аксенова, В. Ю. Бодряков. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №4. – С. 57-67.

For citation

Aksyonova, O. V., Bodryakov, V. Yu. (2022). Principles and Stages for Forming Research Skills of Students When Performing Laboratory Works in Mathematics // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №4. – P. 57-67.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.