Файл статьи: 5-2022-170-178.pdf
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_20
Аннотация: В настоящее время одной из ключевых проблем педагогической психологии является психологическое обоснование проектирования образовательного процесса в современных условиях с учетом «зоны ближайшего развития». Под современными условиями понимается трансформация дидактических моделей и концепций в рамках активного применения цифровых технологий в образовательном процессе. Целью данной работы является представление результатов исследования эффективности усвоения при проектировании образовательного процесса с применением современных образовательных технологий с учетом уровня усвоения, а соответственно, «зоны ближайшего развития». В ходе психолого-педагогического эксперимента была проведена апробация практической модели образовательного процесса, которая представляет собой вариант применения технологии «Перевернутый класс» с учетом уровней усвоения, результаты которой свидетельствуют о том, что такое проектирование образовательного процесса позволяет более эффективно формировать компетенции обучающихся в условиях относительно небольшого объема контактной работы, в частности позволяет сформировать более высокий уровень усвоения учебного материала по сравнению с применением традиционного обучения. В статье раскрываются этапы усвоения учебного материала как центрального звена учебной деятельности обучающихся. Дана характеристика деятельности обучающихся и преподавателя и учебных заданий, соответствующих каждому этапу / уровню усвоения. Соотносятся уровни усвоения в концепциях В. П. Беспалько, Б. Блума, таксономия учебных задач Д. Толлингеровой и этапы формирования умственных действий в теории П. Я. Гальперина. Раскрыта специфика работы преподавателя с учетом «зоны ближайшего развития» на каждом этапе / уровне усвоения. Материалы исследования, в частности пошаговый алгоритм деятельности преподавателя на примере применения технологии «Перевернутый класс» с учетом «зоны ближайшего развития», будут представлять интерес для преподавателей высшей школы, ориентированных на методически выверенное и психологически обоснованное применение инновационных образовательных технологий
Ключевые слова: зона ближайшего развития; этапы усвоения; уровни усвоения; проектирование образовательного процесса; образовательный процесс; образовательные технологии; перевернутый класс; педагогическая психология
Abstract: At present, one of the key problems of pedagogical psychology is the psychological justification of modelling of educational process in modern conditions taking into account the “zone of immediate development”. Modern conditions are understood as the transformation of didactic models and concepts within the framework of the active use of digital technologies in the educational process. The purpose of this work is to present the results of the study of the effectiveness of assimilation in educational process modelling when modern educational technologies are used taking into account the level of assimilation, and, accordingly, the “zone of immediate development”. During the psychological and pedagogical experiment, a practical model of the educational process was tested, which is a variant of the application of the “Flipped Classroom” technology, taking into account the levels of assimilation, the results of which indicate that such modelling of educational process allows students to form competencies more effectively in conditions of a relatively small amount of contact work, in particular, allows them to form higher level of assimilation of educational material in comparison with the use of traditional teaching. The article reveals the stages of assimilation of educational material as the central link of students’ educational activity. The characteristic of the activity of the students and the teacher and the nature of the training tasks corresponding to each stage / level of assimilation is given. The levels of assimilation in the concepts of V. P. Bespalko, B. Bloom, the taxonomy of educational tasks of D. Tollingerova and the stages of formation of mental actions in the theory of P. Ya. Galperin are correlated. The specifics of the teacher’s work are revealed, taking into account the “zone of immediate development” at each stage / level of assimilation. The research materials, in particular, a step-by-step algorithm of the teacher’s activity on the example of the application of the “Flipped Classroom” technology, taking into account the “zone of immediate development”, will be of interest to higher school teachers focused on methodically verified and psychologically justified application of innovative educational technologies
Key words: zone of proximal development; stages of assimilation; assimilation levels; designing the educational process; educational process; educational technologies; flipped class; pedagogical psychology

Для цитирования:

Семенова, А. А. Проектирование образовательного процесса с учетом «зоны ближайшего развития» в современных условиях как проблема педагогической психологии / А. А. Семенова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – № 5. – С. 170-178. – DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_20 // Педагогическое образование в России. – 2022. – №5. – С. 170-178. DOI 10.26170/2079-8717_2022_05_20.

For citation

Semenova, A. A. (2022). Modelling of Educational Process Taking into Account the “Zone of Immediate Development” in Modern Conditions as a Problem of Pedagogical Psychology. In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 170-178. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_20 // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №5. – P. 170-178. DOI 10.26170/2079-8717_2022_05_20.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.