Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_18
Аннотация: Современный этап в развитии российского образования характеризуется постоянными изменениями в теории и методике обучения и воспитания, появлением новых образовательных технологий и средств обучения (в том числе информационных). Это актуализирует вопросы реализации наставничества в рамках профессиональной деятельности педагогов. Однако грамотная организация наставничества в образовательном учреждении на сегодняшний день является проблемой в связи с недостаточной теоретической и методической разработанностью данных вопросов. В особенности это относится к реверсивному наставничеству, которое, по мнению большинства исследователей, предполагает помощь молодых специалистов коллегам старшего возраста в освоении новых компетенций. То есть специфика реверсивного наставничества определяется большинством авторов исходя из различий в возрастных характеристиках между субъектами профессиональной деятельности (что, на наш взгляд, является дискуссионным). В последние годы в профессиональной педагогической среде данный вид наставничества стал особенно востребованным в силу внедрения новых технологий в образовательный процесс. Однако в теории педагогики он до сих пор разработан недостаточно. Нет единой позиции среди исследователей по поводу его субъектных, целерезультативных, методических компонентов. Это, в свою очередь, актуализирует проблему определения методологии реверсивного наставничества. В данной статье методология педагогики рассматривается в соответствии с позицией В. В. Краевского с двух сторон: теоретической и технологической. В результате исследований по проблемам наставничества и реверсивного наставничества как его разновидности, а также документов (нормативных, отчетов социологических исследований по изучаемой проблеме) были выявлены и обоснованы методологические подходы: на теоретическом уровне: аксиологический, социальнопедагогический и компетентностный; на технологическом уровне: личностно-деятельностный, персонализированный. Каждый из подходов соотнесен с принципами. На основании выявленных и обоснованных подходов было сформулировано определение реверсивного наставничества как педагогического взаимодействия, при котором наставник имеет более низкий статус (возраст, стаж, должность), чем у наставляемого/наставляемых; направленное на восполнение дефицита наставляемого/наставляемых в профессионально значимых компетенциях, основанное на доверии, равноправии и активном сотрудничестве
Ключевые слова: методология наставничества; наставники; система наставничества; реверсивное наставничество; профессиональная деятельность; педагоги
Abstract: The current stage in the development of Russian education is characterized by constant changes in the theory and methods of teaching and upbringing, the emergence of new educational technologies and teaching aids (including informational ones). This actualizes the implementation of mentoring in the framework of the professional activities of teachers. However, the competent organization of mentoring in an educational institution is a problem today, due to the insufficient theoretical and methodological development of these issues. In particular, this applies to reverse mentoring, which, according to most researchers, involves helping young professionals to older colleagues in mastering new competencies. That is, the specificity of reverse mentoring is determined by most authors based on differences in age characteristics between subjects of professional activity (which, in our opinion, is debatable). In recent years, in the professional pedagogical environment, this type of mentoring has become especially in demand due to the introduction of new technologies in the educational process. However, in the theory of pedagogy, it has not yet been developed enough. There is no single position among researchers regarding its subjective, goaloriented, methodological components. This, in turn, actualizes the problem of determining the methodology of reverse mentoring. In this article, the methodology of pedagogy is considered in accordance with the position of V. Kraevsky from two sides: theoretical and technological. As a result of research on the problems of mentoring and reverse mentoring as its variety, as well as documents (normative, sociological research reports on the problem under study), methodological approaches were identified and substantiated: at the theoretical level: axiological, socio-pedagogical and competency-based; at the technological level: personal-activity, personalized. Each of the approaches is correlated with principles. Based on the identified and substantiated approaches, a definition of reverse mentoring was formulated as a pedagogical interaction in which the mentor has a lower status (age, length of service, position) than that of the mentor/mentees; aimed at filling the deficit of the mentee/mentors in professionally significant competencies, based on trust, equality and active cooperation
Key words: methodology of mentoring; mentors; mentoring system; reverse mentoring; professional activity; teachers

Для цитирования:

Дорохова, Т. С. Методологические основания реверсивного наставничества в профессиональной деятельности педагогов / Т. С. Дорохова, Ю. Н. Галагузова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – № 5. – С. 154-162. – DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_18 // Педагогическое образование в России. – 2022. – №5. – С. 154-162. DOI 10.26170/2079-8717_2022_05_18.

For citation

Dorokhova, T. S., Galaguzova, Yu. N. (2022). Methodological Bases of Reverse Mentoring in the Professional Activity of Teachers. In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 154-162. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_18 // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №5. – P. 154-162. DOI 10.26170/2079-8717_2022_05_18.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.