Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_19
Аннотация: В настоящее время наблюдается рост числа новых видов рискованного деструктивного поведения подростков («руферов», «сталкеров», «трейсеров»), которые приводят к трагическим событиям, несчастным случаям, потере здоровья и летальному исходу. По данным Всемирной организации здравоохранения, проявление рискованного поведения усиливается в возрасте 12–16 лет. Цель исследования: изучить особенности подростков, практикующих рискованное поведение, и определить эффективные методы психолого-педагогического воздействия, направленные на профилактику рискованного поведения среди подростков. На основе деятельностного подхода выделяется основная стратегия психолого-педагогической профилактики рискованного деструктивного поведения подростков – не ограничивать активность индивида, склонного к риску, запретами и порицаниями, а поддерживать, изучать и направлять на конструктивные виды деятельности, создавая ситуацию успеха. В ходе исследования определены общие и специфические черты респондентов, склонных к различным видам рискованного поведения «руферов», «сталкеров» и «трейсеров» (склонность к риску, фрустрированность требований, мотивационная сфера), которые учитывались при разработке превентивных мер рискованного деструктивного поведения. Основными для всех групп подростков являются субъективные – нравственные установки (жизненная ценность, ответственность за поступки, потребности в саморазвитии, признании, общении) и объективные (знание последствий рискованного поведения, возможность позитивной альтернативной замены). Определены актуальные направления психолого-педагогической профилактики и родительской ответственности во взаимодействии с подростками. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения по теме «Научно-методическое обеспечение коррекционных и профилактических программ в сфере употребления несовершеннолетними обучающимися психоактивных веществ»
Ключевые слова: деструктивное рисковое поведение; трудные подростки; поведение подростков; профилактическая работа; профилактика деструктивного поведения; психолого-педагогическая профилактика; работа с подростками; руферы; сталкеры; трейсеры; склонность к риску, острые ощущения
Abstract: Currently, there is an increase in the number of new types of risky destructive behavior of adolescents (“rufers”, “stalkers”, “tracers”), which lead to tragic events, accidents, loss of health and death. According to the World Health Organization, the manifestation of risky behavior increases at the age of 12–16 years. The purpose of the study: to study the characteristics of adolescents practicing risky behavior and to determine effective methods of psychological and pedagogical influence aimed at preventing risky behavior among adolescents. Based on the activity approach, the main strategy of psychological and pedagogical prevention of risky destructive behavior of adolescents is highlighted – not to limit the activity of an individual prone to risk with prohibitions and censures, but to support, study and direct to constructive activities, creating a situation of success. The study identified common and specific features of respondents, prone to various types of risky behavior of “rufers”, “stalkers” and “tracers” (risk aversion, frustrated requirements, motivational sphere), which were taken into account when developing preventive measures of risky destructive behavior. The main ones for all groups of adolescents are subjective – moral attitudes (life value, responsibility for actions, needs for self-development, recognition, communication) and objective (knowledge of the consequences of risky behavior, the possibility of a positive alternative replacement). The current directions of psychological and pedagogical prevention and parental responsibility in interaction with adolescents are determined. The study was carried out within the framework of the state task of the Ministry of Education on the topic “Scientific and methodological support of correctional and preventive programs in the field of the use of psychoactive substances by underage students”
Key words: destructive risk behavior; difficult teenagers; adolescent behavior; preventive work; prevention of destructive behavior; psychological and pedagogical prevention; work with teenagers; roofers; stalkers; tracers; risk taking, thrill

Для цитирования:

Герасименко, Ю. А. Психолого-педагогическая профилактика рискованного деструктивного поведения подростков / Ю. А. Герасименко, К. В. Адушкина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – № 5. – С. 163-169. – DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_19 // Педагогическое образование в России. – 2022. – №5. – С. 163-169. DOI 10.26170/2079-8717_2022_05_19.

For citation

Gerasimenko, Yu. A., Adushkina, K. V. (2022). Psychological and Pedagogical Prevention of Risky Destructive Behavior of Adolescents. In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 163-169. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_19 // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №5. – P. 163-169. DOI 10.26170/2079-8717_2022_05_19.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.