Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_02
Аннотация: В данной статье на основе анализа материалов педагогической печати рассматривается проблема школьной дисциплины в образовательных организациях Урала во второй половине 1920-х – начале 1930-х годов. Для выявления местной специфики в качестве исторических источников взяты три общественно-педагогических журнала («Уральский учитель», «Просвещение на Урале» и «Культфронт Урала»), редактируемые сотрудниками Уральского отдела народного образования (УралОНО). Целью данной работы является изучение через призму региональной педагогической прессы второй половины 1920-х – начала 1930-х годов дисциплинарных методов, приемов и подходов, предложенных и используемых уральскими учителями. В результате проведенного исследования зафиксированы прецеденты нарушения дисциплины учащимися как в городских, так и в сельских школах. При этом городской учитель в большей степени, чем сельский, располагал социальными ресурсами для обеспечения порядка среди воспитанников. С другой стороны, положение сельских и деревенских учителей усугублялось их тяжелым финансовым положением наряду с правовой незащищенностью перед УралОНО. Обозначенные факторы не позволяли обычным учителям выполнять свои дисциплинарные функции. Выход был найден в делегировании этих полномочий иным участникам образовательного процесса. Научная новизна результатов исследования заключается в отсутствии работ, в которых изучение дисциплинарных практик в контексте региональной специфики выделялось бы в качестве самостоятельной задачи. Практическая и теоретическая значимость работы заключается прежде всего в фиксации положения дел, касающихся повседневной жизни советской школы на Урале. Также результаты статьи могут быть использованы учителями при разработке регионально-краеведческого компонента школьной программы. В заключение авторы приходят к выводам, что освещение в прессе дисциплинарных практик, применяемых педагогами Урала, обусловлено этапами советского школьного строительства. В середине 1920-х годов происходит подъем школьного самоуправления, проводятся просветительские мероприятия среди родителей. Взятый государством курс на начальный «всеобуч» в конце 1920-х годов переопределил спад активности ученической независимости, вводится практика соцсоревнования между школами. В начале 1930-х годов происходит всеобщее внедрение командно-административных методов в воспитательной работе.
Ключевые слова: школьная дисциплина; правила поведения; дисциплинарные практики; учителя; история школьной педагогики; советский период; советская педагогика; журналистика; педагогические журналы; педагогическая печать
Abstract: In this article, based on the analysis of materials from the pedagogical press, the problem of school discipline in educational organizations of the Urals in the second half of the 1920s – early 1930s is considered. To identify local specifics, three socio-pedagogical journals (“Ural’skii uchitel’”, “Prosveshchenie na Urale” and “Kul’tfront Urala”) edited by employees of the Ural Department of Public Education were taken as historical sources. The purpose of this work is to study through the prism of the regional pedagogical press of the second half of the 1920s – early 1930s disciplinary methods, techniques and approaches proposed and used by Ural teachers. As a result of the conducted research, precedents of discipline violations by students in both urban and rural schools were recorded. At the same time, the urban teacher had more social resources than the rural teacher to ensure order among the students. In turn, the situation of rural and village teachers was aggravated by their difficult financial situation along with legal insecurity. These factors prevented ordinary teachers from performing their disciplinary functions. The way out was found in delegating these powers to other participants in the educational process. The scientific novelty of the research results lies in the absence of works in which the study of disciplinary practices in the context of regional specifics was singled out as an independent task. The practical and theoretical significance of the work lies primarily in fixing the state of affairs concerning the daily life of the Soviet school in the Urals. Also, the results of the article can be used by teachers in the development of the regional and local history component of the school curriculum. In conclusion, the authors come to the conclusion that the press coverage of disciplinary practices used by teachers of the Urals is due to the stages of Soviet school construction. In the mid. 1920s, there was a rise in school self-government, educational events are held among parents. The course taken by the state for the initial “universal education” at the end of the 1920s redefined the decline in the activity of student independence, the practice of social competition between schools is introduced. In the early 1930s, there was a general introduction of command and administrative methods in educational work.
Key words: school discipline; rules of behavior; disciplinary practices; teachers; history of school pedagogy; Soviet period; Soviet pedagogy; journalism; pedagogical journals; pedagogical seal

Для цитирования:

Лавров, А. С. Дисциплинарные практики в школах Урала во второй половине 1920-х – начале 1930-х годов (по материалам региональной педагогической печати) / А. С. Лавров, Э. Е. Протасова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №6. – С. 14-24. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_02.

For citation

Lavrov, A. S., Protasova, E. E. (2022). School Discipline in Ural Schools in the Second Half of the 1920s – Early 1930s (Based on the Materials of the Regional Pedagogical Press) // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №6. – P. 14-24. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_02.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.