Рубрика: ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_01
Аннотация: В данной статье представлен краткий обзор становления и развития в истории педагогической мысли такой особой области, как художественно-эстетическое воспитание. С древних времен педагоги – эпизодически или системно – обращались к тем предметным областям, которые связаны с чувственной составляющей в обучении ребенка: музыка, пение, танцы, рисование и т. д. Признавая значимость изучения точных наук: арифметики, геометрии, географии и др. – прогрессивные педагоги – П. П. Верджерио, Я. А. Коменский и др. – всегда уделяли особое внимание чувственной природе познания, что и составляет основу художественно-эстетического воспитания. Не случайно одним из дискуссионных вопросов педагогики XVIII века был спор о базисном принципе обучения детей: что должно составлять основу познания – природосообразность или культуросообразность? Педагоги различных эпох искали свой вариант оптимального сочетания чувственной и рассудочной сторон познания, предлагали авторские варианты соответствующих программ обучения (К. Н. Вентцель, А. У. Зеленко, С. Т. Шацкий и др.). Педагогика данного направления в конце ХХ – начале XXI вв. была наполнена богатыми по содержанию программами Б. M. Неменского, Д. Б. Кабалевского и др. Отметим, что в процессе развития теории и практики художественно-эстетического направления образовательного процесса обнаруживаются, как показал анализ соответствующих нормативно-методических документов, неоднозначные аспекты как в содержании, так и в методических рекомендациях. Однако обнаружение этих проблемных зон, осмысление их и поиски преодоления тех или иных затруднений помогают наметить пути дальнейшего развития и совершенствования такой значимой для российского образования области, как художественно-эстетическое воспитание.
Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание; чувственная сторона познания; природосообразность; культуросообразность; методические рекомендации; история педагогической мысли
Abstract: This article presents a brief overview of the formation and development in the history of pedagogical thought of such a special area as artistic and aesthetic education. Since ancient times, teachers – episodically or systematically – have turned to those subject areas that are associated with the sensory component in the child’s education: music, singing, dancing, drawing, etc. Recognizing the importance of studying exact sciences: arithmetic, geometry, geography, etc. – progressive teachers – P. P. Vergerio, Ya. A. Komensky, etc. – we have always paid special attention to the sensual nature of cognition, which is the basis of artistic and aesthetic education. It is no coincidence that one of the controversial issues of pedagogy of the 18th century was a dispute about the basic principle of teaching children: what should form the basis of cognition – naturalness or cultural conformity? Teachers of various eras were looking for their own version of the optimal combination of the sensory and intellectual sides of cognition, offered author’s versions of the corresponding training programs (K. N. Wentzel, A. U. Zelenko, S. T. Shatsky, etc.). The pedagogy of this direction in the late XX – early XXI centuries was filled with rich content programs of B. M. Nemensky, D. B. Kabalevsky, etc. It should be noted that in the process of developing the theory and practice of the artistic and aesthetic direction of the educational process, as shown by the analysis of the relevant normative and methodological documents, ambiguous aspects are found both in the content and in the methodological recommendations. However, the discovery of these problem areas, their comprehension and the search for overcoming certain difficulties help to outline ways of further development and improvement of such an important area for Russian education as artistic and aesthetic education.
Key words: artistic and aesthetic education; sensual side of knowledge; natural conformity; cultural conformity; guidelines; history of pedagogical thought

Для цитирования:

Коротаева, Е. В. Художественно-эстетическое воспитание: вопросы истории и современности / Е. В. Коротаева, С. Н. Бездетко. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №6. – С. 8-13. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_01.

For citation

Korotaeva, E. V., Bezdetko, S. N. (2022). Artistic and Aesthetic Education: Questions of History and Modernity // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №6. – P. 8-13. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_01.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.