Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_06
Аннотация: В статье находит освещение актуальная проблема ознакомления обучающихся российских общеобразовательных школ с китайской музыкой. Целью статьи является изложение результатов решения трех взаимосвязанных исследовательских задач: анализа становления и современного состояния российской музыкальной синологии как теоретико-методологической основы освоения китайской музыки на различных уровнях музыкального образования; анализа программ по предмету «Музыка» в аспекте ознакомления обучающихся начальных классов с китайской музыкой; опроса младших школьников, выявляющего их знания о Китае и желание ознакомиться на уроках с китайской музыкой. Отмечено, что научный потенциал музыкальной синологии определяет направления изучения китайской музыки в российских образовательных учреждениях. Включение китайского музыкального компонента в содержание уроков музыки соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта о воспитании уважительного отношения и интереса к художественной культуре, разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов. В современной ситуации сотрудничества России и Китая учителя музыки самостоятельно разрабатывают тематические уроки, знакомящие школьников с китайской музыкой. В новой программе «Музыка» модульного типа тематический блок «Музыка Японии и Китая» включен в состав модуля «Музыка народов мира». Таким образом, ознакомление с китайской музыкой официально закреплено в содержании общего музыкального образования российских школьников. В статье представлены результаты опроса младших школьников, свидетельствующие о желании большинства из них ознакомиться на уроках с китайской музыкой. На основании полученных данных опроса спроектировано содержание трех уроков музыки для 1–2 классов, знакомящих младших школьников с характерными особенностями музыкальной культуры Китая: пентатоникой как основой «музыкального языка», народными музыкальными инструментами и пекинской оперой как самобытным национальным жанром.
Ключевые слова: китайская музыкальная культура; музыкальное искусство; начальное обучение музыке; уроки музыки; российские школьники; начальная школа; младшие школьники; музыкальная синология; музыкальное китаеведение
Abstract: The article highlights the actual problem of familiarizing students of Russian secondary schools with Chinese music. The purpose of the article is to present the results of solving three interrelated research tasks: analysis of the formation and current state of Russian musical sinology as a theoretical and methodological basis for mastering Chinese music at various levels of music education; analysis of programs on the subject of “Music” in the aspect of familiarization of primary school students with Chinese music; a survey of younger schoolchildren, revealing their knowledge of China and their desire to get acquainted with Chinese music in lessons. It is noted that the scientific potential of musical sinology determines the directions of studying Chinese music in Russian educational institutions, the inclusion of a Chinese musical component in the content of music lessons meets the requirements of the Federal State Educational Standard on fostering respect and interest in artistic culture, various types of art, traditions and creativity of their own and other peoples. In the current situation of cooperation between Russia and China, music teachers independently develop thematic lessons that introduce students to Chinese music. In the new modular Music program, the thematic block “Music of Japan and China” is included in the module “Music of the Peoples of the World”. Thus, familiarization with Chinese music is officially fixed in the content of the general musical education of Russian schoolchildren. The article presents the results of a survey of younger schoolchildren, indicating the desire of most of them to get acquainted with Chinese music in lessons. Based on the survey data, the content of three music lessons for grades 1–2 is designed, introducing younger schoolchildren to the characteristic features of Chinese musical culture: pentatonics as the basis of the “musical language”, folk musical instruments and Beijing opera as an original national genre.
Key words: Chinese musical culture; musical art; initial music education; music lessons; Russian schoolchildren; primary school; younger students; musical sinology; musical sinology

Для цитирования:

Матвеева, Л. В. Ознакомление обучающихся начальных классов российской общеобразовательной школы с китайской музыкальной культурой / Л. В. Матвеева, Ян Бо, Ю. Л. Лыжина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №6. – С. 48-55. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_06.

For citation

Matveeva, L. V., Yang Bo, Lyzina, Yu. L. (2022). Familiarization of Primary School Students of the Russian Secondary School with Chinese Musical Culture // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №6. – P. 48-55. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_06.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.