Рубрика: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_24
Аннотация: В статье рассматривается педагогический потенциал сценической импровизации как инструмента работы с подростками. Цель исследования – представить и рассмотреть особенности и принципы импровизации: командность, свобода от страха ошибок, спонтанность, обращение к собственному опыту человека, действие в нестандартной ситуации. Анализ литературы по психологии подросткового возраста, сущности импровизационного процесса, проблемам применения импровизации в работе с подростками в театральной педагогике выявил интерес авторов к возможностям импровизации для работы с подростками в дополнительном художественном образовании. В художественном творчестве импровизация выступает как продукт деятельности, методический прием обучения, средство и цель профессионального воспитания. В статье доказывается, что она развивает исполнительское мастерство, выразительность, чувство партнера, умение выразить идею в заданном контексте. На примере сценической импровизации в статье рассмотрены правила осуществления импровизационного процесса, представлены его характеристики, способствующие формированию в дополнительном художественном образовании у подростков целого ряда социальных навыков, развитию их творческой и личностной оснащенности. К этим характеристикам относятся: отсутствие заранее известного сценария, необходимость поиска и развития творческой идеи, создание результата в процессе командной работы, наличие правил. Обучение в импровизационной среде, которая присутствует в дополнительном художественном образовании, содействует формированию широкого спектра навыков, необходимых для творческой реализации подростков и социализации в современном мире. Результаты исследования могут быть использованы в работе преподавателей учреждений дополнительного художественного образования.
Ключевые слова: сценическая театральная импровизация; подростки; работа с подростками; дополнительное художественное образование; педагогический потенциал
Abstract: The article discusses the pedagogical potential of stage improvisation as a tool for working with teenagers. The purpose of the study is to consider the influence of the process of improvisation on the formation of a wide range of skills necessary for the creative realization of adolescents and socialization in the modern world. An analysis of the literature on the psychology of adolescence, the essence of the improvisation process, the problems of using improvisation in working with adolescents, and theater pedagogy revealed the authors’ interest in the possibilities of improvisation for working with adolescents in additional art education. In artistic creativity, improvisation acts as a product of activity, a methodical method of teaching, a means and a goal of professional education. In artistic activities, she develops performing skills, expressiveness, a sense of partner, the ability to express an idea in a given context. On the example of stage improvisation, the article examines the characteristics of the improvisation process that contribute to the formation of a number of social skills in additional art education in adolescents, the development of their creative and personal equipment. These characteristics include: the absence of a previously known scenario, the need to search for and develop a creative idea, the creation of a result in the process of teamwork, the existence of rules. Learning in an improvisational environment, which is present in additional art education, promotes the development of cognitive processes, social skills and abilities, influences the development of reflection and self-knowledge processes, and contributes to the formation of the values of an individual teenager and the group as a whole. The scientific novelty of the study lies in an attempt to theoretically reveal the pedagogical potential of improvisation as an educational tool. The results of the study can be used in the work of teachers of institutions of additional art education.
Key words: stage theatrical improvisation; teenagers; work with teenagers; additional art education; pedagogical potential

Для цитирования:

Шаньгина, Е. П. Педагогический потенциал сценической импровизации в работе с подростками в дополнительном художественном образовании / Е. П. Шаньгина, И. А. Ахьямова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №6. – С. 202-208. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_24.

For citation

Shangina, E. P., Akhyamova, I. A. (2022). Pedagogical Potential of Stage Improvisation in Work with Teenagers in Additional Art Education // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №6. – P. 202-208. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_24.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.