Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_21
Аннотация: В настоящее время проблема изучения специфики профессиональной активности преподавателей вузов является актуальной, что во многом связано с существенными изменениями в профессиональной деятельности преподавателя вуза: расширяется функционал, повышаются требования к компетентности, растет уровень стресса. Профессиональная активность, являясь предиктором профессионального и личностного развития и основой субъектности человека, позволяет педагогу достигать высокого уровня профессионализма, успешно преодолевать возникающие препятствия, эффективно отвечать на вызовы профессиональной среды. При этом, несмотря на важность данного психологического феномена, на данный момент в литературе он изучен сравнительно мало. Целью исследования являлось изучение структуры профессиональной активности преподавателей вузов. В рамках нашего исследования на основе теоретического анализа была предложена гипотеза о структуре профессиональной активности, которая получила свое эмпирическое подтверждение. Посредством факторного анализа были выделены и описаны основные подструктуры профессиональной активности, а именно «Направленность на окружающий мир», «Направленность на себя», «Направленность на стабильность», «Направленность на функционал», показан вклад каждой из них в общую структуру феномена с описанием конструктивных и деструктивных сторон каждой подструктуры. Также предложен предварительный комплекс мероприятий по развитию профессиональной активности у преподавателей вузов. Представленные в исследовании результаты могут быть использованы при проведении психологической диагностики, психологического консультирования в контексте профессионального развития, в менеджменте, при проведении тренинговых, игровых и иных форм занятий, направленных на развитие профессиональной активности и способствующих самореализации человека.
Ключевые слова: профессиональная активность; структура профессиональной активности; развитие профессиональной активности; преподаватели; высшие учебные заведения; субъекты деятельности
Abstract: Currently, the problem of research of the specifics of the university teachers’ professional activity is relevant, which is explained by significant changes of the professional activity of a university teacher: the functionality is expanding, the requirements for competence are increasing, and the level of stress is growing. Professional activity, as a predictor of professional and personal development and the basis of human subjectivity, allows the teacher to achieve a high level of professionalism, successfully overcome emerging obstacles, and effectively respond to the challenges of the professional environment. Despite the importance of this psychological phenomenon, this problem is studied in the literature a little. The purpose of the research to study the structure of professional activity of university teachers. In our study, by factor analysis we proposed hypothesis about the structure of professional activity, which received empirical confirmation. Main substructures of professional activity are highlighted and described, namely “Focus on the world around you”, “Focus on yourself”, “Focus on stability”, “Focus on functionality”. We showed the contribution of each of them to the general structure of the phenomenon with a description of the constructive and destructive aspects of each substructure. A preliminary set of measures for the development of professional activity of university teachers is also proposed. The results of the study can be used in psychological diagnostics, psychological counselling in the context of professional development, in management, in trainings, games and other forms of activities aimed at developing professional activity and contributing to the self-realization of a person.
Key words: professional activity; structure of professional activity; development of professional activity; teachers; higher educational institutions; subjects of activity

Для цитирования:

Бердникова, Д. В. Структура профессиональной активности преподавателей вуза / Д. В. Бердникова, А. М. Вильгельм. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №6. – С. 172-180. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_21.

For citation

Berdnikova, D. V., Wilhelm, A. M. (2022). Methodological Bases of Reverse Mentoring in the Professional Activity of Teachers // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №6. – P. 172-180. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_21.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.