Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_20
Аннотация: При изучении такого явления, как буллинг и кибербуллинг в школе, основным методом исследования чаще всего является опрос, в ходе которого школьникам задают вопросы, заранее продуманные исследователями. Этот метод позволяет охватить большой круг респондентов, однако непосредственно зависит от исходного взгляда исследователя на ситуацию травли, на основании которого исследователь сформулировал вопросы, используемые в опросе. Основной проблемой данного исследования является поиск тех тем и элементов травли, которые не были предусмотрены исследователями. Какие формы буллинга и кибербуллинга известны самим школьникам? Какие методы защиты от травли они знают? Какова мотивация травли глазами обучающихся? Как они видят вмешательство взрослых в ситуацию травли? Целью данного исследования является уточнение картины школьной травли и кибербуллинга глазами школьников. Методология и методы исследования. Основной метод исследования – фокус-группа. Для обработки результатов фокус-группы применялся качественный феноменологический анализ. Основные результаты. Выявлены как описанные в литературе, так и не описанные формы буллинга и кибербуллинга, а также известные школьникам формы защиты от буллинга и кибербуллинга, известная им мотивация травли и их взгляд на вмешательство взрослых в ситуацию травли. Научная новизна результатов. Показан взгляд на буллинг и кибербуллинг изнутри проблемы, описано представление школьников о том, как проходит школьная травля и травля в Интернете. Респонденты не отвечали на заранее сформулированные вопросы, а имели возможность свободно и открыто выражать свое мнение в той форме, которую находили уместной. Практическая и теоретическая значимость состоит прежде всего в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего исследования проблемы буллинга и кибербуллинга среди школьников, в котором будет учитываться взгляд самих школьников. Содержательные выводы. Благодаря школьникам выявлены такие не описанные в литературе формы травли, как перенос в реальность травли, начатой в Интернете, создание издевательских картинок («мемов») на основе фотографии жертвы и переписка с родственниками жертвы, призванная причинить ей вред. Обращает на себя внимание, что респондентам неизвестны другие эффективные способы защиты от буллинга и кибербуллинга, кроме ожидания, когда преследователю надоест, и блокировки агрессора в Интернете, кроме того, респонденты указывают на то, что вмешательство взрослых в ситуацию травли бесполезно и даже вредно для жертвы. Это указывает на необходимость повысить психологическую и информационную грамотность школьников.
Ключевые слова: подростки; общеобразовательные учебные заведения; подростковая жестокость; кибербуллинг; школьная травля; формы школьной травли; формы кибербуллинга; Интернет; интернет-пространство; интернет-технологии; интернет-ресурсы; интернет-коммуникация
Abstract: When studying such a phenomenon as bullying and cyberbullying at school, the main research method is most often a survey, during which schoolchildren are asked questions pre-thought out by researchers. This method allows you to cover a wide range of respondents, but it directly depends on the researcher’s initial view of the bullying situation, on the basis of which the researcher formulated the questions used in the survey. The main problem of this study is the search for those topics and elements of bullying that were not envisaged by the researchers. What forms of bullying and cyberbullying are known to schoolchildren themselves? What methods of protection against bullying do they know? What is the motivation for bullying through the eyes of students? How do they see adult intervention in bullying situations? The purpose of this study is to clarify the picture of school bullying and cyberbullying through the eyes of schoolchildren. Methodology and research methods. The main research method is a focus group. A qualitative phenomenological analysis was used to process the results of the focus group. Main results. Both described in the literature and non-described forms of bullying and cyberbullying, as well as the forms of protection against bullying and cyberbullying known to schoolchildren, the motivation for bullying and their view of adult intervention in the situation of bullying, are identified. Scientific novelty of the results. A look at bullying and cyberbullying from the inside of the problem is shown, the idea of schoolchildren about how school bullying and bullying on the Internet goes. Respondents did not answer pre-formulated questions, but had the opportunity to freely and openly express their opinion in the form that they found appropriate. The practical and theoretical significance lies primarily in the fact that the results obtained can be used for further research on the problem of bullying and cyberbullying among schoolchildren, which will take into account the view of the schoolchildren themselves. Meaningful conclusions. Thanks to schoolchildren, such forms of bullying, not described in the literature, were revealed, such as the transfer to reality of bullying started on the Internet, the creation of mocking pictures (“memes”) based on a photo of the victim, and correspondence with the victim’s relatives, designed to harm her. It is noteworthy that the respondents do not know any other effective ways to protect against bullying and cyberbullying, except for waiting until the stalker gets bored and blocking the aggressor on the Internet, in addition, the respondents point out that adult intervention in the bullying situation is useless and even harmful to the victim . This indicates the need to improve the psychological and information literacy of schoolchildren.
Key words: sprouts; general educational institutions; teenage cruelty; cyberbullying; school bullying; forms of school bullying; forms of cyberbullying; Internet; Internet space; Internet technologies; Internet resources; internet communication

Для цитирования:

Назаров, В. Л. Картина школьной травли и кибербуллинга глазами школьников / В. Л. Назаров, Н. В. Авербух, А. В. Буйначева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №6. – С. 157-171. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_20.

For citation

Nazarov, V. L., Averbukh, N. V., Buinacheva, A. V. (2022). The Picture of School Bullying and Cyberbullying through the Eyes of Schoolchildren // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №6. – P. 157-171. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_20.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.