Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_22
Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования копинг-стратегий и интернет-зависимости у обучающихся 10–11 классов общеобразовательных школ. Актуальность исследования определяется наличием противоречий между возрастающей ролью информационных технологий в жизни подростка и недостаточной изученностью личностных детерминант феномена компьютерной зависимости. Цель исследования: раскрыть особенности взаимосвязи компьютерной зависимости с копинг-стратегиями обучающихся. Исследование проводилось с использованием ряда методик на выявление компьютерной зависимости («Опросник «Поведение в Интернете» А. Е. Жичкиной; «Способ скриннинговой диагностики компьютерной зависимости» Л. Н. Юрьевой, Т. Ю. Больбот; тест Т. Такера на выявление игровой зависимости; тест на выявление компьютерной зависимости (составители: А. Р. Шакурова, А. Р. Дроздикова-Зарипова), а также методик, позволяющих изучить механизмы совладающего поведения (опросник «Способы совладающего поведения» (методика WCQ, Р. Лазарус и С. Фолкман, в адаптации Т. Л. Крюковой и Е. В. Куфтяк); методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS» (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптивный вариант Т. А. Крюковой)). Результаты исследования: анализ полученных данных показал, что большая часть обучающихся (57–76%) демонстрируют симптомы компьютерной, интернет- и игровой зависимости. При среднем уровне копинг-стратегий относительно более выраженными являются «Положительная переоценка», «Планирование решения проблемы» и «Самоконтроль», а также «Решение задачи», что свидетельствует о достаточной сформированности у обучающихся механизмов проблемно-ориентированного копинга. Обнаружена прямая взаимосвязь показателей компьютерной зависимости с такими копинг-стратегиями, как «Конфронтация», «Дистанцирование», «Поиск социальной поддержки», «Положительная переоценка» и субшкалой «Отвлечение», а также обратная связь с копингом «Решение задачи». Таким образом, можно предположить, что подростки с признаками компьютерной- и интернет-зависимости в стрессовых ситуациях склонны чаще прибегать к эмоционально-ориентированному копингу. Научная новизна результатов исследования заключается в конкретизации представлений о взаимосвязи компьютерной зависимости и механизмов совладающего поведения подростков, что позволит более точно выявлять «группу риска» и своевременно профилактировать отклоняющееся поведение обучающихся.
Ключевые слова: копинг-стратегии; Интернет; интернет-пространство; интернет-технологии; интернет-коммуникации; интернет-зависимость; компьютерная зависимость; старшеклассники; подростковый возраст; девиантное поведение; эмпирические исследования
Abstract: The article presents the results of an empirical study of coping strategies and Internet addiction among students in grades 10–11 of general education schools. The relevance of the study is determined by the presence of contradictions between the growing role of information technology in the life of a teenager and insufficient knowledge of the personal determinants of the phenomenon of computer addiction. The purpose of the study: to reveal the features of the relationship between computer addiction and coping strategies of students. The study was carried out using a number of methods to detect computer addiction (“Questionnaire “Behavior on the Internet” by A. E. Zhichkina; Method for screening diagnostics of computer addiction by L. N. Yuryeva, T. Yu. Bolbot; Test by T. Tucker to identify gambling addiction; A test for identifying computer addiction (A. R. Shakurova, A. R. Drozdikova-Zaripova), as well as methods that allow you to study the mechanisms of coping behavior (Questionnaire “Methods of coping behavior” (the WCQ method was developed by R. Lazarus and S. Folkman, in adaptation by T. L. Kryukova and E. V. Kuftyak); Methodology “Coping behavior in stressful situations CISS” (S. Norman, D. F. Endler, D. A. James, M. I. Parker; adaptive variant T. A. Kryukova)) Results of the study: the analysis of the data obtained showed that the majority of students (57–76%) demonstrate symptoms of computer, Internet and game addiction. With an average level of coping strategies, “Positive reassessment”, “Problem solving planning” and “Self-control”, as well as “Problem solving” are relatively more pronounced, which indicates that students have sufficient formation of problem-oriented coping mechanisms. A direct correlation was found between computer addiction indicators and such coping strategies as “Confrontation”, “Distancing”, “Search for social support”, “Positive reassessment” and the “Distraction” subscale, as well as feedback with coping “Problem Solving”. Thus, it can be assumed that adolescents with signs of computer and Internet addiction in stressful situations are more likely to resort to emotionally oriented coping. The scientific novelty of the research results lies in the concretization of ideas about the relationship between computer addiction and the mechanisms of coping behavior of adolescents, which will more accurately identify the “risk group” and timely prevent deviant behavior of students.
Key words: coping strategies; Internet; Internet space; Internet technologies; Internet communications; internet addiction; computer addiction; high school students; adolescence; deviant behavior; empirical research

Для цитирования:

Лебедева, Е. В. Взаимосвязь копинг-стратегий и компьютерной зависимости старшеклассников / Е. В. Лебедева, В. А. Горфинкель. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №6. – С. 181-189. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_22.

For citation

Lebedeva, E. V., Gorfinkel, V. A. (2022). The Relationship between Coping Strategies and Computer Addition of High School Students // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №6. – P. 181-189. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_22.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.